USD 108.0104 EUR 113.0947
 

А без рук человеческих танк — что без башни

Наталья МАНТОРОВА. Фото Оксаны МАМЛИНОЙ.



Именно в том, чтобы сохранять и поддерживать танковую технику в должной боевой готовности, состоит задача войсковой части № 32456.

А побывали мы там, помня о 60-й годовщине с того момента,
как Указом Президиума Верховного Совета СССР в стране был утвержден День танкиста (отмечался ныне 10 сентября).

Утвержден за выдающиеся заслуги «своей любимой Родины сынов».

Боевые традиции Отечества, что истинному воину подобает, здесь неукоснительно чтят. Командир части полковник Сергей Артемьев показывает нам прежде всего местную Аллею Славы, где представлен (покуда небольшой) ряд музейных экспонатов, реально действовавших прежде. Начиная, конечно же, с легендарного Т-34, по праву названного машиной Победы. «Машину эту, повергавшую врага в ужас, ночи напролет делали и отправляли на фронт. Сколько сил вложено... А какая сварка, посмотрите!» — личной гордости за родную историю у полковника не отнять. Затем Сергей Геннадьевич представляет «грозного боевого друга» во всех его последующих поколениях. Так поистине и представляют непосвященным своих друзей — одушевленных, с собственным характером и нравом, способных все чувствовать и понимать. Разумеется, надежных. И подтвердивших это на деле.

Вот Т-62 — тоже легенда. В массовом порядке этот «могучий и крепкий» стал выпускаться в СССР после Великой Отечественной. Но до сих пор воюет во многих странах мира, причем успешно противостоит сегодняшним образцам американской и западноевропейской техники. А вот Т-64 очень мощный в плане ходовой части и вооружения. И его младший брат — Т-64Б, наделенный уже явными признаками современности. Например, может управлять снарядом — с помощью лазерного луча. Наконец, Т-72 — практически переходное звено от последнего советского поколения танков к первому российскому. Где разные премудрости в духе времени только успевают опережать одна другую. Т-72Б, например, обладает ракетно-пушечным вооружением. С автоматической системой заряда. Словом, в искусстве танкостроения, подчеркивает командир, мы вполне мировой эволюции сегодня соответствуем. В пику временам не столь отдаленным, «вдарившим» известной болванкой по оборонному комплексу.

Хотя абсолютно новых машин в резерве данной части пока не значится. Таких, которые пришли бы сюда прямо с завода-изготовителя. Все танки, дислоцированные здесь, имеют уже определенный «жизненный опыт». Подчас богатый. Все какой-то период провели в расположении боевых частей, в том числе натурально вели военные действия. А в/ч № 32456 — для них это своего рода профилакторий. Вкупе с госпиталем, тренировочной базой и рядом других премного важных инстанций. Здесь техника, если уж ее запросы и свойства проецировать на человеческие, живет, отдыхает и лечится. Но в то же время — трудится: пробеги, испытания танков непосредственно в поле ведутся регулярно, проверяются все их системы на прочность и боеготовность. Конечно, эта техника задействована и в обучении личного состава.

«Да, все эти машины были в эксплуатации, все они работали, так что приняты к нам с определенными неисправностями, недостатками, — полковник Артемьев продолжает экскурсию уже по площадке, где обитает собственно сам резерв. — Кроме того, дефекты могут возникнуть и при постановке танка на хранение. Целый комплекс причин может быть, в том числе человеческий фактор. Допустим, все вроде было исправно, а спустя некоторое время смотришь: тут лампочка не горит, там какое-нибудь средство связи из строя вышло... Тогда мы обследуем полностью всю машину, выявляем причины дефектов, проводим восстановление, затем — контрольный пробег. Если видим, что все нормально, то снова ставим технику на хранение. И такую работу надо систематически проделывать с каждой машиной, иначе лет через пять-десять о ней придется вообще забыть! Вспомнить разве что как о груде металлолома...»

А кидаться ломом в противника, который напускает на тебя суперсовременного монстра, напичканного электроникой, — тактика заведомо не конструктивная, как понимаем. Вот и обеспечивают специалисты боевым друзьям в максимальной степени «человеческие условия». Внедрили, например, совершенно новую технологическую линию группового хранения танков. Дело в том, что под крышу их все (а сколько их тут, скажем позже) не загонишь, таких крыш просто не бывает. Посему отдыхают они на открытом воздухе под брезентовыми «одеялами». Что происходит? Обычный парниковый эффект. Особенно весной и осенью, когда днем подчас пригревает, а ночью — заморозки. Это, как заметил командир, в штате Аризона, где содержатся танки США, годовой перепад температур составляет градусов пять. А у нас в Сибири только суточный может составить все тридцать! Сама броня при таком раскладе пострадает еще не скоро, но вот «начинка»...

Ракетно-пушечное вооружение, топливная аппаратура, средства связи, любая электроника — на все это конденсат воздействует отнюдь не целебно. Так что надо каким-то образом извлекать из-под брезента неизбежную влагу. И новая система с этим справляется. Попросту говоря, вдыхает в себя сырой воздух, через себя же пропускает и выдыхает его, уже обезвоженный. Снова на «место». Так и дышит. С пользой для машин, к каждой из которых от этого чудодейственного (и почти бесшумного) агрегата подведена труба — собственно часть «дыхательной системы».

Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что данная войсковая часть уникальна. Ибо она фактически выполняет функции еще и завода капитального ремонта. Ведь одно дело — работа непосредственно с танком: фигурально говоря, разобрать его, «вживить» ему уже обновленные детали и проверить машину в действии. Другое — привести в надлежащее состояние конкретно спецоборудование, средства связи, электроблоки. Тут уже свои особенности идут. Дело более «ювелирное». Которое и делается здесь благодаря специально созданному в части ремонтно-восстановительному батальону. Зачем он создан? Понятно. Если учесть, например, что стоимость одного только (одного!) электроблока на заводе сегодня свыше сотни тысяч рублей составляет... Обращаться «на сторону», мягко скажем, стало невыгодно. Вот и открыли свой цех. Трудятся в нем офицеры, солдаты-срочники и гражданские люди, главным образом офицеры запаса. Работа оплачивается из средств, выделенных Министерством обороны. Соответственно, никакого налогового обложения в данном случае нет.

Кстати, генерал-лейтенант Юрий Дутов, в прошлом заместитель командующего войсками СибВО по вооружению, также посетивший часть в честь праздника, не скрывает своего почтения и восторга: «Это моя давняя мечта была — научиться самим вести такую работу. Раньше как было? Машину заводишь, она работает, но при этом остается много неисправностей в плане электроспецоборудования. Профессионалы, которые им занимались, не могли в свою очередь наладить и ввести в строй машину в целом. Но сейчас они обучают ребят своему мастерству, передают им опыт — и те уже работают как универсальные специалисты. Сегодня остаются единицы неустраненных дефектов, и то в основном из-за нехватки запчастей…» Последние, конечно, самим покупать приходится. Но что ремонт стал проводиться на своей территории да своими силами — воистину веха! «Я мечтал об этом», — вновь повторяет генерал-лейтенант Дутов. Полковник Артемьев между тем приглашает нас прокатиться по полю с экипажем машины боевой...

Затем изучаем условия чисто бытового плана, осмотрев казармы, столовую, местную пекарню (хлеб тут тоже собственноручно производят, причем очень вкусный), банно-прачечный комбинат с чуть ли не единственной на весь Сибирский военный округ солдатской сауной (бассейн проектируется). Просто проходим по уютной, ухоженной территории части. «Как же вам удалось этого всего добиться, Сергей Геннадьевич? — интересуюсь наконец. — Ясно, что крепче брони дисциплина, заинтересованный в том командный состав, но...» Полковник понимает, к чему клоню. «Знаете, — говорит, — просто раньше деньги, которые выделяло Министерство обороны, распределялись по всему округу: немного сюда, немного туда... А на что их могло реально хватить? Ну, подшить там что-то, подлатать. Реально же никто достойной отдачи от этих денег не чувствовал. Теперь командующий войсками СибВО генерал армии Николай Макаров избрал иную позицию: надо, стало быть, взять все деньги в один кулак. И сделать один гарнизон. Чтобы с этим гарнизоном проблем уже не было. Затем перейти к следующему, направив на него в целевом порядке очередную партию поступающих средств. И так — постепенно поднять весь округ».

...У подразделений которого, думается, хватит выдержки, дабы с пониманием блюсти очередность.

Кстати, а сколько-таки единиц техники содержится сегодня в войсковой части № 32456? Ну, положим, военную тайну вам никто не выдаст. А хотя бы порядок обозначить — это можно. В общем, примерно столько же танков было на вооружении гитлеровской Германии, когда та в сорок первом напала на Советский Союз. Знающий историю да представит! И поймет: танков нам, если, не дай Бог, война, хватит. Но вот людей, умеющих водить их и обслуживать...

Да, памятуя о поводе визита в часть, хотелось сосредоточиться в основном пока на позитиве. И «в основном» удалось. «Лично я неоднократно работал с конструкторами и могу подтвердить: задача была — при всей мудрености современных танковых систем все же обеспечить простоту и доступность в обращении с ними, — говорит командир. — И задача эта выполняется. А наши бойцы за полугодовой период обучения в состоянии освоить такую машину досконально, чтобы затем служить оставшееся время уже профессионалами. Правда, что будет, если сократят срок службы в армии, я не знаю. И еще. Главная проблема на сегодня в том, что за минувшие десять-пятнадцать лет, когда Вооруженные силы откровенно разваливались, мы потеряли самое важное — почти целое поколение офицеров. Сейчас наша задача — первым делом научить учителей! Которые затем будут воспитывать молодежь».

Продолжим эту тему в следующий раз. А он не за горами...

Фотографии статьи
181-26.jpg
181-25.jpg