Бочка, битинг и чайки
Вот и сейчас ярко поблескивает своими новыми красками обретающий помаленьку вторую жизнь теплоход ОМ-137; громадой выглядит «Виктор Гашков», который дожидается своей очереди по части ремонта. Может быть, через год-другой и оживет этот теплоход, который некогда назывался «Мария Ульянова» и был очень популярен среди туристов Страны Советов. Нет той страны, но будем надеяться, что отремонтированный «Гашков» будет напоминать о ней, когда снова пойдет в круизы по Оби и Иртышу.
А сейчас мой путь лежит в рубку извечного портовского труженика под названием «Речной-9». Он первым появляется на фарватере Оби, когда на ней еще перезваниваются льдины. Свое место в зимнем караване «Речной-9» занимает где-нибудь в ноябре. Он — буксирный теплоход рейдово-маневрового флота, а потому так рано, нередко в марте, начинается его вахта и так поздно заканчивается. Поставить на «бочку» (вечно плавающий речной кнехт) порожнюю или груженую баржу, помочь при развороте на реке собрату по порту, который уже ведет в пристяжке баржу с грузом в три тысячи тонн, — везде незаменим «Речной-9».
Это судно работает в тесном контакте с диспетчером порта, который, как никто другой, знает очередность ближайших операций на рейдах порта (а их у него три — Центральный, Чернышевский и Заельцовский). В мой субботний выход в порт на смене был диспетчер Александр Лыхин. Сначала мы познакомились в его «цитадели» (самая верхняя точка с наилучшим обзором Центрального рейда), а потом я неоднократно слышал его голос по рации «Кама», которой оборудована рубка «Речного-9».
Где только мы не побывали за те несколько часов, что я был гостем капитана Дмитрия Баева и его напарника по смене Григория Жданова. Для начала Лыхин отправил нас в пристяжке с откачной станцией «ОС-1» к барже, которая «нахлебалась» за навигацию воды и ждала откачников на бочке № 6 (на Центральном рейде их шесть, и каждая имеет свой постоянный номер). На мой вопрос, надолго ли швартуется к барже откачная станция, ее механик Владимир Дербин ответил так: «Сколько времени займет работа и какими насосами будем вести откачку (а у нас их несколько — на 40, 60, 100 и 1000 кубометров в час), покажет разведка. Сейчас побываем в трюме, и тогда все будет ясно».
Однако дожидаться выяснения объемов работы «ОС-1» нам не довелось: «Речному-9» по команде Лыхина следовало с 5-й бочки снять баржу 3080 с песком и везти ее к причальной стенке правобережного грузового района (ПГР).
Причальная стенка ПГР уже много лет назад, вероятно в пору ее сооружения, оборудована тридцать одним кнехтом-битингом, которые намертво заделанны в бетон стенки. К тому из них, что обозначен № 22 (крупно и броско), и предстояло нам причалить, а точнее, принайтовить баржу. Со стенки на нее уже поглядывали крановщики двух портальных кранов «Альбатрос». Но прежде чем за песок принялись их «ненасытные» грейферы, баржу за 22-й битинг закрепил 2-й штурман «Речного-9» Евгений Федянин, а затем определила осадку груженой баржи приемосдатчица ПГР Тамара Пипченко. Ее помощником в этом деле был полевой бинокль. Без него нельзя: сантиметры осадки — это тонны груза, а тонны неучтенного груза — это прорехи в бюджете порта.
Федянин сбросил вожжевые концы с кормовых кнехтов баржи 3080, и мы снова — свободные люди. Но ненадолго: Лыхин не дремлет и отправляет нас отбуксировать баржу со щебнем. На буртах щебня очень картинно и привольно устроились обские чайки.
В левобережный грузовой район, что расположен ниже Димитровского моста, я сопровождать «Речной-9» уже не отважился: у меня были вопросы к диспетчеру порта А. С. Лыхину и к начальнику смены ПГР В. Н. Покараеву. До них надо было еще добраться, а солнце уже явно покатилось к вечеру. Присказку-примету моряков и речников (солнце красно с вечера — моряку бояться нечего) буду проверять уже из собственных окон на берегу.
На снимках: «Виктор Гашков» у причала; в диспетчерской порта — зам. генерального директора Вячеслав Власов и диспетчер Андрей Ситишев.