Учи маму смолоду!
Мне кажется, что недостаточно. В связи с этим хочу поделиться мыслями по поводу сбережения нации. Надеюсь, в соображениях моих есть «рациональное зернышко»...
Не вдаваясь в подробный анализ причин, признаем факт: престиж высшего образования опять вырос. Однако многие наши девушки, получившие диплом (равно как и другие их сверстницы из стран благополучного Запада), обеспокоены своей карьерой. Зачастую, пока карьера делается, замужество и рождение ребёнка откладываются. А некоторые предпочитают не рожать вообще.
Коли ситуация складывается так, может быть, стоит обратить внимание на тех молодых леди, которые по самым различным причинам — и объективным, и субъективным — рано осознают, что высшее образование не для них? Если не ошибаюсь, именно за счет этих женщин в стране поддерживается хотя бы минимальный уровень рождаемости...
Для этой категории прекрасной половины человечества автор письма предлагает ввести еще одну форму среднего образования. Моё предложение исходит опять-таки из очевидного факта: профессия жены, а тем более матери — очень ответственная и чрезвычайно трудная. А готовит ли наше общество девушек к этим ролям?
По-моему, всё дело пущено на самотек: что, мол, тут мудрить? До нас рожали — и мы родим! И вырастим ничуть не хуже других! А зачастую выходит далеко не так, как мечталось молоденьким женам и мамам. Потому я и предлагаю: для девушек, которые в иерархии ценностей на первое место ставят семью и рождение детей, создать пусть не специальное учебное заведение (как, например, Смольный институт благородных девиц), но хотя бы классы в обычных средних школах. Профильные классы (начиная с седьмого-восьмого), в которых преподавались бы специальные дисциплины — медицинские и педагогические.
В цикл педагогический должна входить семейная педагогика и те науки, которые преподают в учебных заведениях, готовящих воспитателей.
Медицинский же цикл, наверное, должен состоять из тех дисциплин, которые бы информировали будущих мам, как правильно вынашивать младенца, что для него хорошо, а что просто недопустимо. Иными словами, медицинский курс дал бы девочкам знания, которые в будущем помогли бы осознанно подойти к планированию и рождению ребёнка. А когда малыш родится, молодая мама на собственном опыте смогла бы оценить, что знание азов педиатрии очень в ее жизни пригождается.
В этих же классах, как мне представляется, необходимо ввести и курс кулинарии. Это для того, чтобы будущие матери семейств знали азы приготовления вкусной, а главное, здоровой пищи. Очевидно, что этот курс должен быть тесно связан с программой таких предметов, как химия, биология, медицинские дисциплины.
Полагаю, если девушка воспитывается так, полученных знаний (именно конкретных знаний, а не абстрактных внушений взрослых) ей будет хватать, чтобы самостоятельно прийти к выводу, почему наркотики, алкоголь, никотин не стоит впускать в свою жизнь, как оградить домашних от этой напасти.
На мой взгляд, было бы справедливо выдавать выпускницам таких заведений, как минимум, два диплома: диплом младшего медицинского работника и диплом воспитателя дошкольного образования...
Мне представляется, что с таким образованием наши красавицы (по крайней мере, большая их часть) будут серьезней относиться к интимной стороне любовных отношений, к браку, к выбору будущего супруга, к воспитанию своих детей. Предвижу возражения. Например, такое: далеко не у всех врачей дети здоровы, а у педагогов — воспитанны. И все же, все же, все же...
А начинать предстоит с социологического исследования: учениц 10 — 11-х классов опросить, каково их представление о замужестве, а у молодых жён и мам выяснить, каких именно знаний им не хватает в семейной жизни, в воспитании детей, с какими трудностями приходится сталкиваться, общаясь с собственным мужем.
Данные этого социологического исследования помогли бы составить толковую и рациональную программу (конкурс по её разработке мог бы быть открытым) обучения в «классах будущих жён».
После чего уже пришла бы пора провести в нескольких регионах страны эксперимент: начать учить девушек по программе, признанной лучшей. (В конце концов любая теория выверяется практикой.) А уже обкатанную, доработанную и уточнённую программу внедрять в более широких масштабах.
По моим прикидкам (автор письма — экономист по образованию), больших затрат подобное нововведение не потребует, а полученные выигрыши очевидны.
Возможно, я ошибаюсь. Тогда подумаем на эту тему вместе? Мы же не хотим, чтобы через лет пятьдесят «золотой миллиард» напрочь забыл, что когда-то были русские, россияне?