«Воспитание — одно питание»?..
«Чего новенького в школе?» — «А-а, Пушкин, «Евгений Онегин»...» — «Чего так скептически?» — «Да письмо Евгения... Я так считаю: вовремя надо было думать!»
Эта семейная картинка, еще так недавно не сходившая с телеэкрана как образец очевидной данности, постепенно из разряда само собой разумеющегося трансформировалась в сценку идиллическую, идеальную, читай — недостижимую.
Безумно много говоря в последнее время о содержательной стороне образования, о необходимости социальной адаптации выпускника к современным условиям быстроменяющейся жизни, вопрос воспитания его как личности остался, по-моему, несколько на периферии многочисленных взглядов, устремленных в будущее ребенка. Нет, его (вопрос) замечают, обращают на него внимание. Но делается это, на мой взгляд, все равно «на бегу».
Хотя, безусловно, было бы несправедливо говорить, что воспитание сегодня никого не заботит. Осознание необходимости не только обучать ребенка видно и на уровне более высоком, чем отдельные «ячейки общества». Если, например, посмотреть список школ, которые совсем недавно боролись за грант на поддержку общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, то мы увидим: в победители, как правило, вырвались те, у кого один из главных обертонов намеченного развития — воспитание. Значит, есть не только, что называется, предложение рынка образовательных услуг, но и выделение этого приоритета со стороны государства и общества — главного заказчика этих услуг.
И все же школа, будь она хоть семи пядей во лбу, не может вечером усадить ребенка за стол с ужином и спросить: «Как дела в школе?». Такой замкнутый круг, который в данном случае можно было бы смело назвать порочным, невозможен в принципе. Да, Закон Российской Федерации «Об образовании» начинается буквально такими словами: «Под образованием в настоящем законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения...» Именно так — воспитание даже стоит на первом месте.
Но учитель, если уж раскладывать все по очевидным полочкам, действительно загружен тем невероятным потоком информации, который ему надо сначала самому усвоить, потом переработать, а уж затем «передать по наследству» тем тридцати головам, которые пришли за знаниями. Не до жиру. Даже если представить иллюзорную ситуацию, что за педагогом закреплен всего один (!) класс, он все равно не может дать им тот поток истин, эмоций, наставлений и прочего, что изо дня в день составляет воспитание... Хотя бы потому, что их — тридцать...
Однако при кажущейся очевидности вышесказанного процесс препирания, перекладывания воспитания в целом и отдельных его составляющих между родителями и школой продолжается не одно десятилетие. Как говорят социологи, в последнее время проблема даже обострилась. Конечно, и нашим прадедушкам и прабабушкам было точно так же некогда, как говорят и современные родители, оправдывая себя. Но именно в последние десять — пятнадцать лет наши взрослые действительно окунулись в принципиально новый поток жизни, который унес их настолько далеко, что можно забыть и имя родного ребенка.
Причем причины могут быть прямо противоположные. В семье, где счет идет на копейки, «вкалывание» на трех работах не оставляет времени на отпрысков. Там же, где достаток и материальное благополучие, ребенок фактически получает откуп в виде занятий в элитных языковых, спортивных и прочих школах-секциях. Результат же един: дети могут сутками не видеть своих родителей. Вне зависимости от степени достатка зачастую получается, что «воспитание — одно питание» — именно такую меткую фразу я услышал в одной довольно благополучной на первый взгляд семье.
Даже если говорить об адекватных семьях, где вопросы погони за средствами сбалансированы по времени с общением с детьми, то здесь зачастую родители становятся жертвами нового стереотипа. Преувеличенно уважая ребенка как личность, не слишком ли рано мы даем ему самостоятельность в тех вопросах, в которых он еще просто не в силах разобраться? И уповая на эту его самостоятельность, не обкрадываем ли мы детей, попросту недодавая им необходимой порции воспитания? «Он у меня такой самостоятельный, что-то все время за компьютером делает...» А ты зайди посмотри! Ведь твой 12-летний «гений», может, просто деградирует в это время, гоняя часами на виртуальных гоночных автомобилях...
Вот и получается совокупный результат двух бед: одна старая, точнее вечно новая — нехватка времени; и вторая нажитая — упование на личностную зрелость незрелой личности. А когда дело доходит до крайности — до наркотиков, беспризорности и прочих социальных личностных перегибов, из станов родителей и педагогов вновь летят молнии друг в друга. Каждый раз рождающееся в результате благодушномиролюбивое мнение, что «вина, безусловно, общая», толку не приносит и не принесет никогда. Ведь недаром на строгом и взвешенном языке юристов термин «общий» зачастую является тождественным понятию «ничей».