USD 108.0104 EUR 113.0947
 

Закалке годы не помеха

Ирина ЕРОХИНА. Студентка отделения журналистики ИФМИПа НГПУ. Фото Николая ЕРОХИНА.



— Почему решили сделать это сейчас, а не приурочили к круглой дате? — спрашиваю Надежду Фёдоровну.

— Это меня областная спартакиада, что в Купино проходила, вдохновила, — смеется она. — Шучу. Просто самой интересно испытать себя: выдержу ли снова такую дорогу?! Хочу доказать себе и другим, что если душой молод, то годы внутреннему настрою не помеха. Лучше двигаться, чем сидеть на печи. Смотрю на сегодняшних молодых и думаю: нет, им за мной не угнаться, избалованы больно. А впрочем, я буду не против, если напишете, что этот пробег посвящаю прошедшим областным спортивным играм.

Место старта Надежда Фёдоровна выбрала сама — стела, что при въезде в город. Добралась сюда своим ходом от элеватора, а это километров шесть.

И стартовала она неожиданно, сделав перед заходом стойку на голове. Это в шестьдесят-то девять лет! Слабо вам, молодые?!

К слову, физкультуру Надежда Марчук любила с детства. В Травинке, где родилась и провела молодые годы, занятия спортом были в почёте. В школе многие увлекались акробатикой и гимнастикой — тогда в моде были групповые пирамиды, ни один самодеятельный концерт без них не проходил. Без всяких тренеров садились на шпагат, исполняли другие гимнастические упражнения. Вот с той поры и не забыла она стойку на голове. А ещё любила борьбу. И редко уступала мальчишкам и парням. Чаще выходила победителем, таков уж у неё характер.

...Начала пробег Надежда Фёдоровна в довольно резвом темпе. Сопровождавшие её в пути сотрудники местного телецентра и племянник «гонщицы» Николай Борщёв даже засомневались: хватит ли сил до финиша? А она вроде бы и не напрягалась, крутила педали, напевала что-то, поглядывая по сторонам — красота-то какая! Все окрестные колки изъездила за долгие годы, все тропинки вокруг знакомы. Ещё снег с полей не взойдет, а она уже направляется на своём «коне» за вербными веточками. Затем наступает время берёзовых почек, сока. В эту пору, когда природа пробудилась от зимней спячки, выезжает в лес не одна — берёт с собой внуков, соседских ребятишек. Все на велосипедах. Не только заготовки в весеннем лесу для дома сделают, но и отдохнут на приволье, картошки испекут, мяч погоняют. Весёлые, в общем, походы получаются.

Свою любовь к природе, к велосипеду передаёт Надежда Фёдоровна внукам. Пятеро их у неё: трое детей от старшей дочери Любы, двое — от сына Сергея. Правнуков уже четверо, только у внучки Тани трое ребятишек, в Германии она живёт. Да, разбросала судьба по свету...

Ещё и часа в пути не прошло, а уже замаячили впереди строения Рождественки. Два десятка километров позади, считай, полдороги до Багана пройдено. Для Надежды Фёдоровны это не расстояние, за лето более тысячи вёрст наматывает. Как только наступает ягодная да грибная пора, дома её не застать. По два ведра ягод, по пять вёдер грибов умудряется привозить. Себя, родню припасами на зиму обеспечить, да ещё на продажу остаётся. Какое-никакое, а подспорье к пенсии. Кроме заготовок успевает ещё и картошку в степи на два раза прополоть. И не только свою.

Случайно узнала, что дней за двадцать до этой поездки моя героиня машину дров переколола, да не маленькую — на три с половиной кубометра. Откуда силы? Наверное, от того, что с малолетства к физическому труду приучена. И никогда ни от какой работы не отказывалась. Где бы ни трудилась. А перепробовала многое. И телеграммы доставляла, и кухарила, и на инкубаторе работала, перед выходом на пенсию была в ОАО «Консервщик» мойщицей машин. В общем, вся жизнь в трудах, заботах. Сама же Надежда Фёдоровна считает, что силы черпает в общении с природой. «Выеду в поле или лес — благодать такая, кажется, обняла бы всё», — говорит.

Наверное, разлучить её с природой невозможно. В ней она находит неиссякаемый источник духовного и физического здоровья. А лишить велосипеда — это как отобрать у ребёнка любимую игрушку. Но тогда всё равно пешком уйдёт к своим берёзкам, полевым цветам, к небу, которое за городом кажется более синим и прозрачным...

...Наверное, и об этом приходили ей мысли в голову, когда ноги привычно крутили педали. Два подъёма-тягуна перед Баганом преодолела легко, даже дыхание не сбилось у нашей героини. За два часа пятнадцать минут сорок с лишним километров отмахала. И это в таком-то возрасте. И при таком пекле — свыше сорока на солнце! Мы в машине от жары измучились, а наша велосипедистка говорит: «Самочувствие нормальное!» Даже завидно стало.

В Багане Надежда Фёдоровна направилась к дому старшего брата, Ивана Фёдоровича. Встретили её, как полагается, с застольем. Она пообедала, чаю попила, от бокала вина не отказалась, отдохнула с часок — и в обратный путь.

Дорога назад потяжелее. Подъёмы, что два часа назад проехала легко, теперь прошла пешком. И времени на час больше затратила.

— Ну и как доехали? — спросила я у Надежды Фёдоровны на финише.

— Если честно сказать, — озорно ответила она, — заднее место побаливает, сидеть устала. — И улыбается: — А так я ещё хоть куда!

На предложение подвезти до дома решительно отказалась: «Нет, сама доеду. Что ж я совсем немощная, что ли? Начатое дело нужно до конца доводить». «Да, почти сто километров по пеклу за пять с половиной часов и чуть ли не семьдесят лет — это своего рода подвиг», — думаю я про себя. А Надежда Фёдоровна, словно угадав мои мысли, смеется:

— Легко ехалось, наверное, потому что внук Ромка хорошо колёса накачал...

На прощание я задала Надежде Фёдоровне такой вопрос:

— В той публикации девятилетней давности вы сказали, что в семьдесят пять лет пройдёте по этому маршруту пешком.

— Что ж, раз обещала, придётся выполнять, — коротко ответила она и улыбнулась.

Фотографии статьи
174-55.jpg
174-54.jpg