USD 108.0104 EUR 113.0947
 

Сэкономить на здоровье не удастся

Владимир ВАСИЛЕНКО. Фото Сергея ДЯТЛОВА.



С одной стороны, суммы денежных компенсаций по этим льготам самые значительные, с другой — экономия на здоровье всегда выходит боком. Тем не менее от бесплатных лекарств в прошлом году отказалась едва ли не половина льготников. Причины отказа были самые разные. Кто-то находил обременительной саму процедуру выписки рецептов, кого-то не устраивал перечень лекарств, ну а кто и вовсе предпочитает лечиться «народными средствами». Но, кстати, жалоб на трудности с получением лекарств всегда было немало. Руководитель областного департамента здравоохранения Никита Львович Тов сам признает, что до введения 122 закона процедура получения некоторых препаратов напоминала этакую лотерею.


Что изменилось в системе дополнительного лекарственного обеспечения за последние месяцы и что ожидает её в будущем, он и его коллеги рассказали на состоявшейся на днях пресс-конференции.

— В прошлом году суммарная стоимость медикаментов, полученных по программе льготного лекарственного обеспечения, составила 738 миллионов рублей, из них 596 миллионов — по федеральным льготникам и 142 — по областным. Для сравнения: в 2004 году эта величина составляла 222 миллиона рублей, — рассказывает Никита Львович. — В конце 2005 — начале 2006 гг. список медикаментов федеральных льготников был значительно расширен — и в плане увеличения общего ассортимента лекарств, и в плане включения в него самых современных и дорогостоящих препаратов. С этого момента началось лавинообразное увеличение числа выписываемых рецептов вообще и стоимости отдельно взятого рецепта — в частности. На август прошлого года средняя стоимость рецепта составляла 261 рубль, сейчас — порядка 750 рублей. Общая стоимость выписанных лекарств на 1 августа сего года — 1142 миллиона рублей.

Вообще, по словам Никиты Това, несмотря на то что федеральный бюджет в плане ДЛО исполняется со значительным профицитом, затраты по некоторым его статьям неоправданно высоки. Например, 35 миллионов рублей в квартал выделяется на препараты для лечения гемофилии — редкого заболевания, связанного с плохой свертываемостью крови. При этом в области зарегистрировано всего 135 человек, страдающих от этого заболевания. 21 миллион рублей (также ежеквартально) тратится на 1500 человек, страдающих от рассеянного склероза, а четыре наименования препаратов для лечения онкологических заболеваний стоят бюджету около 50 миллионов рублей.

Между тем есть способ серьезно сократить эти затраты. В первую очередь это касается гемофилии. Существуют две схемы лечения этого заболевания — профилактическая и ситуативная. Профилактическая предусматривает постоянное применение препаратов (как видим, весьма дорогостоящих). В результате человек способен вести абсолютно полноценную жизнь, не бояться получить травму и даже заниматься рискованными видами спорта. Ситуативное лечение — это применение препарата непосредственно после травмы, для остановки кровотечения. Страны, где на бесплатной основе применяют профилактическое лечение, можно по пальцам пересчитать — это Швейцария, Голландия, прочие наиболее богатые страны Европы и... Россия. Показательный пример щедрости нашего государства. И непоследовательности в придачу. Вот если бы эта щедрость распространялась на всех граждан, а не только на больных редким недугом...

Разговор о необходимости экономии зашел неспроста. Выясняется, что монетизация не так выгодна государству, как предполагалось.

— Можете считать это моим личным мнением, — отмечает Никита Тов. — Но, на мой взгляд, монетизация должна была проводиться в одном из двух вариантов — в зависимости от возможностей бюджета. Если мы говорим: «В бюджете не хватает денег, мы не можем больше обеспечивать работу системы ДЛО» — то ничего не остается, как заменить льготные лекарства на денежную компенсацию. Если же все-таки деньги на обслуживание льготников есть, то оставляем все как есть. Нынешний промежуточный вариант, на мой взгляд, ущербен. Он не только не позволяет оптимизировать затраты на лекарственное обеспечение, но и, наоборот, может привести к дополнительному росту этих затрат.

Доводы главы облздрава звучат вполне убедительно. Ведь что получается: от лекарственного обеспечения отказываются в основном те, кто им не пользуется или пользуется, но мало — то есть те, на ком государство при старой системе, грубо говоря, экономило. Сейчас же вместо экономии — выплата денежных компенсаций. А если прибавить к этому дополнительные расходы, неизбежные при любом реформировании, то неудивительно, что бюджет начинает трещать по всем швам, несмотря на профицит.

Впрочем, по словам Олега Агеева, генерального директора Новосибирского Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМСа), несмотря на то что на данный момент у фонда есть солидная задолженность перед фармацевтическими компаниями, гражданам опасаться нечего. Это, дескать, их внутренние дела, и задолженность будет ликвидирована при первой же возможности. Деньги на это есть, проблема в том, что бюджетное законодательство не позволяет перекраивать статьи расходов «на ходу». Фармакомпании это понимают и согласны ждать, продолжая поставлять препараты в полном объеме.

В своем выступлении Олег Владимирович несколько раз подчеркнул, что людям нужно быть очень осмотрительными при принятии решения об отказе от лекарственного обеспечения. Ведь, оставаясь в системе натуральных льгот, в случае болезни человек может рассчитывать на лекарственное обеспечение, стоимость которого многократно превышает размеры ежемесячных выплат. Поэтому специалисты советуют льготникам оставлять льготы в натуральном виде.

Коснулись и такой темы, как злоупотребление полномочиями. У департамента, конечно, пока нет возможности проверять абсолютно все выписываемые рецепты. Но в будущем планируется создать систему компьютерного учета, позволяющую выявлять разного рода отклонения от нормы — случаи, когда выписывается слишком много лекарств одному пациенту или в слишком большом объеме. Ведь уже сейчас известны случаи, когда за счет препаратов, поступающих по программе льготного обеспечения, формируется так называемый «вторичный рынок». Особенно это касается препаратов широкого применения, например, таблеток мезим форте.

Конечно, речь не идет о тотальном контроле всех врачей, выписывающих рецепты, о препонах в их работе. Наоборот, многое делается для того, чтобы облегчить их труд, и результаты этого уже видны. Если раньше на «бумажную работу» по выписке рецепта порой уходило до 20 — 30 минут, то теперь — не более 5. А в будущем этот процесс планируют и вовсе автоматизировать, введя систему штрих-кодирования. Но, как подчеркнул тот же Агеев, каждый врач должен осознавать возложенную на него ответственность — ведь расходует он деньги федерального бюджета. И порой немалые.

Что ж, желание чиновников сохранить бюджетные деньги вполне понятно. Но, на мой взгляд, главное, что показывает на сегодняшний день закон о монетизации, — сэкономить на здоровье льготников все же не удастся. Ни самим льготникам, ни государству.

Фотографии статьи
173-07.jpg