Цены на хлеб: вверх или вниз?
Вести с Камчатки, где из-за резкого скачка цен власти были вынуждены ввести талоны на хлеб для малообеспеченных граждан, вызывают серьезное беспокойство.
В Новосибирской области власти уже несколько лет как отказались от контроля за ценам на хлеб. До сих пор это еще ни разу не оборачивалось резким подорожанием. Что можно делать для того, чтобы сохранить хлеб как недорогой массовый продукт? Об этом наш корреспондент беседует с первым заместителем председателя совета директоров группы компаний «Сибирский аграрный холдинг» (САХО), депутатом Новосибирского областного Совета Андреем БАКИНЫМ.
Для справки: «Сибирский аграрный холдинг» (САХО) включает десять сельскохозяйственных предприятий в Новосибирской и Ростовской областях, три элеватора в Новосибирской и Омской областях, химическое производство в городе Куйбышеве Новосибирской области, сбытовую сеть федерального масштаба. Хлебобулочную и кондитерскую продукцию под принадлежащим САХО брэндом «Хлебница» выпускают заводы в Новосибирской, Московской и Омской областях.
— Андрей Анатольевич, как вы считаете, возможен ли в Новосибирской области такой же сценарий событий, как на Камчатке, где с 1 августа цена булки хлеба подскочила с 15 до 20 рублей?
— Администрация Камчатки лишь месяц назад прекратила дотировать производителей хлеба, отсюда и такая болезненная реакция рынка. В Новосибирской области власть прекратила удерживать стоимость основных сортов хлеба дешевой мукой еще в 2004 году. Так что, с одной стороны, резких потрясений не было, а значит, наверное, и не будет. С другой стороны, нельзя исключать, что осенью мука значительно подорожает. Вместе с подорожанием энергоносителей это, конечно же, заметно скажется на цене хлеба.
— Как можно этого избежать?
— Либо власть должна будет вернуться к административному управлению хлебным рынком, либо хлебокомбинаты должны встроиться в вертикально интегрированные структуры, объединившись с производителями и переработчиками зерна. В Новосибирской области только хлебобулочная продукция под торговой маркой «Хлебница» выпускается в рамках вертикально интегрированной структуры САХО. Собственная сырьевая база, возможность контролировать процесс и снижать издержки на каждой стадии производства от зерна до булки позволяют нам держать цены ниже, чем у конкурентов.
— Весной в местных СМИ проходила информация, что САХО предлагает реализовать в Новосибирске программу «Социальный хлеб» по аналогии с уже действующим проектом в Подмосковье. О чем шла речь?
— К тому моменту наш хлебокомбинат в Звенигороде уже год продавал основные сорта хлеба по ценам ниже, чем у конкурентов. Это стало возможным благодаря договору, заключенному между САХО и местной администрацией при содействии министра сельского хозяйства России Алексея Гордеева. Мы пообещали продавать «социальный» хлеб по ценам не менее чем на 10 процентов ниже, чем у других производителей. Администрация взялась помочь нам в развитии фирменной торговой сети. За год стало ясно, что договор всех устраивает, прежде всего — жителей Подмосковья. Об этом свидетельствует то, что производительность звенигородского хлебокомбината выросла в четыре раза.
Убедившись в успешности программы «Социальный хлеб», мы решили пробовать ее реализацию в других регионах. Вполне логично было бы начать с Новосибирской области, где у нас целая сеть мини-хлебозаводов и крупный хлебокомбинат в Искитиме.
— А в Звенигороде вы будете продлевать действие программы?
— Она пролонгируется автоматически. В соответствии с пожеланием министра Гордеева мы планируем работать по этой программе не менее десяти лет.
— В Новосибирске собираетесь также продавать хлеб на 10 процентов дешевле, чем продают остальные?
— Можно рассмотреть и другие варианты. Для нас главное — получить независимость от действующих в городе торговых сетей. Условия сотрудничества с ними не оставляют потребителям возможности покупать наш хлеб по низким ценам. Если бы власть оказала нам поддержку в создании собственной розницы, мы могли бы, например, стать участниками программы обслуживания по муниципальным дисконтным картам.
— Запуская эту программу, мэрия, не желая того, спровоцировала конфликт между торговыми сетями, желавшими получить муниципальные магазины в аренду на льготных условиях. Не боитесь подобного развития событий?
— В той ситуации участники рынка фактически делили между собой муниципальную собственность. А мы на нее не претендуем. САХО готов с нуля построить в Новосибирске сеть из 30 — 40 современных торговых павильонов. Идеологическая поддержка власти нам нужна в основном для того, чтобы легче было преодолевать административные барьеры.
— Сегодня в большинстве новосибирских магазинов нет продукции под принадлежащим САХО брэндом «Хлебница». Вы думаете, вам удастся в разы увеличить поставки хлеба в областной центр?
— Действительно, сегодня «Хлебница» гораздо лучше представлена в районах области, а не в Новосибирске. В области мы развиваем собственную фирменную торговую сеть, а в городе вынуждены сотрудничать с чужими сетями. Это сотрудничество будет продолжаться, но наш стратегический интерес — в создании собственной розницы. Что же касается производственных мощностей, то мы можем значительно увеличить выпуск хлебобулочных изделий на нашем мини-хлебозаводе «Словения», который расположен в центре Новосибирска, а также на Искитимском хлебокомбинате. Кроме того, для нас доступны современные технологии быстровозводимых хлебопекарных производств, пока еще незнакомые новосибирскому рынку. Поэтому я уверен, что каким бы великим ни был спрос на недорогой «социальный» хлеб в столице Сибири, САХО сможет его удовлетворить.
На снимке: Андрей Бакин.