Потребитель голосует рублем. Но за что?
Нет — значит нет.
А в первую очередь, чтобы начать дело, нужна удача, поддержка судьбы. Ведь без денег дело не начнешь... Надо, чтобы они откуда-то упали. Получить в наследство, заработать, да хоть на дороге найти... Кто-то на эти деньги купит новую машину, кто-то попытается изменить свою судьбу, организовав собственное дело. Свой бизнес — это огромная вера в себя и свою идею, свою необходимость здесь и сейчас... Но и огромный риск, огромная работа, первое время без всякого результата, нервотрепка, все время страх, что не выйдет.
Впервые я это понял, когда много лет назад провел свою первую сделку с тогда уже крупным бизнесменом-армянином. Посадив меня за стол и поставив дорогой коньяк, он произнес:
— Мы с тобой заработали достаточно для того, чтобы у наших женщин были цветы, у нас, мужчин, — хороший коньяк на столе и еще немного денег осталось для того, чтобы в будущем было на что купить лекарства...
Это так и есть. На начальном этапе раскрутки своего дела предприниматель, как правило, имеет настолько мало денег, что сам зарплату не получает и для себя ее не подразумевает. Все деньги — в дело.
У меня есть приятель, который уже почти десять лет держит несколько магазинов в пригородной зоне. Начинал он с того, что возил сумками из Кемерово в Новосибирск маргарин и кулинарный жир. Экономил он страшно, знал наперечет все самые дешевые и, откровенного говоря, «вонючие» забегаловки Кемерово и Новосибирска. На сегодняшний день у него 2 грузовика, несколько магазинов, 3 квартиры, а еще больные печень и поджелудочная железа. Может, конечно, больным он стал бы в любом случае, даже если бы не заработал никаких денег, но не уверен... Если говорить о себе лично, то, когда мой сын из-за моих постоянных отлучек по делам бизнеса стал говорить о себе исключительно в женском роде: «Я пошла, я встала, я поела», — бросил все и стал жить дома. До сих пор не уверен в том, что поступил правильно. Больше никогда у меня не шла в делах так масть!
Зарегистрироваться, открыть счет — все это элементарно и делается в течение часа.
Если говорить о налогообложении, то сегодня из нескольких вариантов можно выбрать самый удобный. Например, вмененный налог. Другое дело, что видов налога чересчур много. Если к ним добавится налог на имущество, то это совсем вилы в бок малому предпринимателю. Удивляюсь, почему не введут налог на воздух? Ведь дышим? Или на дождь в засуху?
Так как я занимался продажей алкогольной продукции, то могу по своему опыту сказать, что самая большая проблема в этой области торговли — это лицензирование. И дело здесь даже не в чиновниках. Понятно, что, выполняя свою бюрократическую функцию, чиновники поначалу «строят», требуют, грозят... Но довольно скоро (они же нормальные люди и все понимают!) начинают помогать советами. Не могу пожаловаться, что они как-то бесчеловечны или забюрократизированы. Видно, что они действуют в соответствии с тем, что от них требуют. На получение всех требуемых согласований уходит уйма времени. А время, как известно, — это деньги. Для малого бизнеса, где денег очень мало или они кончаются, — это огромная проблема. Поэтому часть согласований приходится фальсифицировать, и это менее затратно, чем бегать по очередям из одного конца города в другой в страхе, что, возможно, требования изменятся и ты останешься у разбитого корыта.
Взять хотя бы требования о минимальном размере торговых площадей для продажи алкогольной продукции! Всю жизнь было 20 метров, стало вдруг 50! Что, новый магазин теперь под требования строить? Ну, правда, дали полгода, чтобы все привести в соответствие.
Главная проблема малого, да и любого бизнеса в России в том, что законы все время меняются, уточняются, улучшаются... Если бы можно было поэтапно строить, создавать свою систему в уверенности, что завтра все будет так же! Говорят, что каждый предприниматель у нас стремится «урвать». А, с другой стороны, как иначе? Он поставлен в условия, когда ему надо быстро успеть заработать, «урвать» на этом, пока еще не изменившемся рынке!
Комментировать сегодняшнюю ситуацию с алкогольной продукцией не буду. Сам для себя я давно решил, что в торговле алкоголем главная проблема — это нетребовательный, неграмотный потребитель, для которого главный критерий — цена. Часто говорят, что порождено это бедностью. Но ведь и немцы, и французы скатились к китайскому ширпотребу? Когда главный критерий — цена, то в выигрыше будет всегда тот, кто выбирает самую дешевую технологию и не брезгует плохим сырьем. Расчет идет на массовость и быстрый оборот, а это всегда ставка на проигрыш в качестве.
Сегодня качественный товар на рынке невостребован. Если бы потребитель был требователен, мог внутренне отказаться, объявить бойкот плохому товару, то изменилось бы абсолютно все.
Возьмем хотя бы отечественное автомобилестроение — АвтоВАЗ и АвтоГАЗ. Наши автомобили при том количестве новейших российских ноу-хау, которые разработаны у нас в стране, могли бы быть лучшими в мире! Стоит только посмотреть по сторонам, как сразу же наткнешься на какого-нибудь дядю Васю, который у себя в деревянном сарайчике доводит свою машину до высочайшего уровня эксплуатации. Добиться уровня производства отечественных машин, несравнимо высокого ни с одной страной в мире, можно было бы элементарным отказом всех жителей нашей страны от покупки этих плохих машин. Не надо покупать барахло! Но именно это — из области мечтаний.
Все вышесказанное относится и к продовольственным товарам. Любой продавец отвечает за качество товаров, которые он продает, в силу того, что он их закупает. Почему же тогда, покупая плохое, невкусное, не соответствующее, люди не пишут жалобы, не обращаются в СЭС, общество защиты прав потребителя, торговые отделы администраций районов? Все ждут, что кто-то выполнит за них гражданских долг: пойдет и начнет разбираться...
Вот эта общественная круговая порука приводит к тому, что наш российский, и новосибирский конечно же, потребитель попросту инвестирует свои средства на поддержку непорядочного производителя и плохого производства. А в случае с производством фальсификата алкогольной продукции — вообще обманщика и мошенника. Ведь не будут покупать в магазине продукцию, магазин не станет брать ее у производителя, значит, производителю будет невыгодно ее производить! Народ безмолвствует, народу ничего не надо, и это очень удобно для многих!
Когда я затевал торговлю винами и качественным коньяком, то понимал, что водки на рынке хватает. В России много заводов, которые ее производят, всегда найдется, откуда водку завезти. К тому же производство водки дешевле и проще, чем вина и коньяка, технология которых включает в себя время. Для вина — минимум полгода. Технология коньяка еще более затратна по времени (используются виноматериалы) и еще более сложна по технологии. Поэтому недобросовестные производители, которых на рынке сейчас 2/3, фальсифицируют продукцию, сокращая сроки производства и ускоряя оборачиваемость денежных средств.
Завод по производству игристых вин, натуральных десертных и столовых в городе Дербенте использует натуральный виноград и традиционные технологии (не порошковое производство вина!). Но до наших сибирских прилавков вина оттуда просто не доходят. Примерно такая же ситуация с натуральными виноградными винами, произведенными на юге России — в Ставрополье, Краснодаре. Понятно, почему: везти к нам далеко и дорого, а хорошее натуральное вино изначально дороже своего суррогата. Невыгодно!
Приведу пример: всем известный кизлярский коньяк производится на одном из трех заводов, которые находятся в городе Кизляре. Два из этих заводов созданы в последние 3 года и производят фальсифицированную продукцию под маркой настоящего кизлярского коньяка.
Когда я был на подлинном заводе, его руководство рассказало, что все попытки борьбы с недобросовестными конкурентами не увенчались успехом. Поэтому подделки кизлярского коньяка (собственно, именно они и представлены в новосибирских магазинах, не могу сказать — во всех, только потому, что во всех не был) выгодно отличаются по цене от настоящего коньяка и приносят хорошую прибыль их продавцам и производителям.
Кизлярский коньячный завод — производитель мирового значения, поставляющий свою продукцию в развитые страны мира, и особо-то не заинтересован в конкурентной борьбе за российского производителя. Других российских коньячных заводов я просто не знаю. После распада СССР все они остались за пределами России.
В этой ситуации можно надеяться только на хороший вкус покупателя (которого нет и который никто не стремится развивать). По собственному опыту могу сказать, что настоящее качество распознать могут очень немногие. А уж тем более вернуться и купить понравившееся еще раз. Большинство не выдерживает искушения доступностью и ценой. Пошел и купил что рядом и подешевле — нормально!
Да, конечно, есть и те, кто, попробовав, способен приехать потом специально даже из Владивостока, чтобы купить то, что понравилось. Были у меня и такие случаи... Среди постоянных покупателей знаком и с теми, кто раз в 2 месяца позволяет себе купить хорошее вино для того, чтобы пить его, смакуя. Но эти люди, скорее, исключение.