Прибавление в семье паровозов — старинные авто
Какие только прозвища ему не давали! А какие анекдоты сочиняли про беднягу! Но посмотрите, вот он, аккуратный, словно кукольный, голубенький, как незабудка, стоит первым, открывая экспозицию раритетной техники, живее всех живых и не собирается ржаветь на свалке.
Где это? — спросите. Да на станции Сеятель, где расположился огромный и по площади, и по числу способных вызвать живейший интерес экспонатов музей железнодорожной техники. Как заметил заместитель директора музея истории Западно-Сибирской железной дороги Юрий Артамонов, открывая новую экспозицию в День железнодорожника, новое начинание оказалось чрезвычайно увлекательным и вполне успешным.
— Мы решили, что должны коллекционировать любую технику, не только железнодорожную. Вы видите перед собой двадцать пять единиц восстановленной техники, начиная с «Запорожца» ЗАЗ-965А и заканчивая тяжелым артиллерийским тягачом. Над каждой из машин потрудились разные предприятия нашего железнодорожного узла, — сказал Юрий Анатольевич.
Хотите — верьте, хотите — нет, но все экспонаты действительно на ходу, за исключением старенького, но такого красивого, будто одетого в праздничный черный смокинг, трактора ХТЗ. Вон ту красную модель, что стоит за «Запорожцем»-незабудкой, довели до ума в дистанции электроснабжения станции Инская, а «Москвич-408» — вагонное депо той же станции. Над 402-м трудились в вагонно-пассажирском депо станции Новосибирск, а 403-й реставрировали в путевых мастерских станции Черепаново. И так можно рассказать о каждой модели.
Недаром говорят, что коллекционирование — это страсть. Взрослые люди в свободное от работы время с азартом разбирали и собирали по винтикам эти достижения советской автомобильной промышленности. Впрочем, не только советской. В экспозиции имеется самый настоящий «Додж», первый внедорожник. Реанимированный и подкрашенный, он выглядит таким же бойцом, как «уазики» и «газики» разных моделей.
Жемчужина коллекции — знаменитая полуторка, или ГАЗ-АА, которая вместе с ЗИС-5 прошла всю войну и помогла нам победить. Мастера из дорожного конструкторско-технологического бюро установили на ЗИС-5 макет легендарной «Катюши», довершив его фронтовой образ. Коллектив станции Новосибирск-Главный в общую победу внес свою «Победу». Да еще какую! У железнодорожников есть амбициозная задумка — собрать абсолютно всю технику, которая когда-либо работала на магистрали или имела к ней отношение.
Поэтому работа над новой экспозицией не закончена, наоборот, в самом разгаре. Ждут своей очереди на омолаживающую операцию еще восемнадцать экспонатов. На вопрос о том, где удается отыскивать реликвии, Юрий Анатольевич ответил, что помогает сотрудничество с Всероссийским обществом любителей железных дорог, также ценными сведениями делятся сами железнодорожники и посетители музея. «Получаем информацию, выезжаем, смотрим, и, если экспонат заслуживает внимания, он переселяется в музей», — говорит Юрий Артамонов.
Кстати, о новых экспонатах: если у вас в гараже с незапамятных времен пылится железный друг, которого и на свалку отправить жалко, и восстановить нет никакой возможности, приглядитесь к нему повнимательнее, может, он в чем-то уникален и может представлять интерес для музея?! Не пожадничайте, и через несколько месяцев мы, возможно, увидим его, сияющим новыми железными боками, в этой красивой экспозиции.
На снимках: Юрий Артамонов; образцы ретротехники.