USD 108.0104 EUR 113.0947
 

Неожиданный ракурс

Антон НАУМЕНКО. г. Новосибирск.



…У входа в зал многие спрашивали лишний билетик. Дохнуло чем-то давно забытым: сколько лет минуло с тех пор, когда на подступах к кинотеатрам тебя встречали подобным вопросом. Но само действо, последовавшее за погасшим в зале светом, для меня лично было несколько внове.

Компьютер — о пленке мы все давно забыли, да и не нужна пленка в подобном виде творчества — выстреливает на экран почти с частотой пулемета один фильм за другим — каждый не более минуты. Ощущение странное. Мозг едва успевает фиксировать каждый сюжет в отдельности. Они сливаются в некую дробную эпопею сознания современного человека. С его мифами и комплексами, «фишками» и мини-открытиями.

Насколько я понял, инструментом, орудием, так сказать, труда оператору, автору служило все, что есть под рукой: от нормальной кино- или видеокамеры до мобильника. Сюжеты пролетают один за другим, но постепенно восприятие приспосабливается, настраиваясь на эту игру не то в шахматы-блиц, не то в некий виртуальный пинг-понг. Автор очередного ролика делает стремительный посыл в виде интересного или малоинтересного образа, а ты пробуешь ухватить его: ага, вот это — прожитую жизнь в виде мусорной корзины — я, по-моему, уже видел в пантомиме Марселя Марсо, а вот эта идея всеобщей справедливости на кухонном столе, когда нож превращает всех нас, тщетно выстраивающихся в жизни по ранжиру, в единое крошево — мне интересна, хотя, что тут, собственно, нового… Образ проблемного шестидесятилетия (несколько маргинальный здесь, на пиру молодежных приколов) кажется довольно глубоким по посылу, но исчезает, не успев зафиксироваться ни в сознании, ни в психике…

Однако, насколько я понимаю, показ вот таких фильмов-крошек — это один сплошной двухчасовой контекст: непонимание одного сменяется пониманием и приятием другого... Другое дело — зачем, почему возникает потребность у кого-то выразить себя в нескольких секундах экранного времени? И почему кому-то все это интересно? О том, что зритель есть, хоть и ограниченного круга, свидетельствует тот факт, что фестиваль сверхкороткого кино состоялся уже в шестой раз, и у этого вида (киноискусства?) появились свои поклонники и культовые имена. Любопытно. Вот я и думаю, почему.

То, что возможность экранного самовыражения появилась у огромного количества людей, факт не новый. Недаром даже на телевидении существует особая (правда, от начала до конца обывательская) программа — «Сам себе режиссер». Сегодня цифровая камера не редкость, и она стала даже пошловатым атрибутом застолья. Может, подобное творчество где-то рядом со стихографоманией? Но и перо, и компьютер, и кинокамера могут ведь попасть в разные руки: и графомана, и человека действительно талантливого! И для последних возникающая потребность выразиться сверхкоротко эта экранная попытка — отголосок изобразительного «Крика» Мунка? Возникающая, возможно, и оттого, в частности, что не смотреть же в конце концов бесконечные сериалы, где все сделано как будто бы по правде жизни, а если задуматься — все ложь. За минуту же экранного времени соврать трудно, как говорится, по определению. Пожалуй, даже невозможно. Все, на что ты способен, — как на ладони. И даже, прошу прощения, беспощадно жестко просматривается количество твоих извилин и масштаб фантазии.

Пока это игра почти без правил. Но шахматный блиц берет за основу правила «большой доски». «Extra short film» лишен такой привилегии — у большого киноискусства свои законы. Вот и размышляй: или подобное творчество обречено остаться просто забавным фокусом, или попытается найти и обрести свои законы, которые, как известно, извне не навяжешь, они либо появляются и вырастают, либо нет…

И все же, все же… «Когда б вы знали, из какого сора рождаются стихи…» Очень не хочется, чтобы все увиденное осталось лишь набросками либо заявкой на интеллектуальное и художественное самовыражение.