По учебникам все было просто...
Хорошо, что домашние поддерживали.
Этого человека я знаю лет пятнадцать. Всегда собранна, энергична и улыбка к лицу. Людмила Александровна по натуре оптимист, даже в трудные перестроечные годы, когда культуре отвели роль Золушки, не отчаивалась.
И вот называется ее фамилия. Людмила Сухова подходит к губернатору Виктору Толоконскому и под аплодисменты таких же счастливчиков получает знак «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».
Мина — родина моя
Дома ее ждали — устроили семейное торжество. Пришли и родственники, долго разглядывали почетный знак, приговаривая: «Ай да Людмила!» Сидели допоздна, благо утром не спешить на работу, Людмила — отпускница.
В школьные годы мальчишки и девчонки мечтают о будущей профессии. Пацаны в далекие шестидесятые хотели быть космонавтами или летчиками, а девчонки — педагогами, артистами и врачами. Люде было предопределено стать... библиотекарем.
...Родилась она в поселке с непривычным названием Мина Партизанского района Красноярского края. Отец, Александр Степанович Богданов, работал водителем, механиком, затем стал начальником лесопункта. Мама, Ксения Варфоломеевна, — учитель начальных классов. У мамы были две сестры: одна — библиотекарь, вторая — педагог. Они много и охотно занимались с племянницей. Людмила говорить научилась раньше, чем ходить, а читать — задолго до того, как пошла в школу. Поэтому в первом и во втором классах непоседу учительница часто гоняла с уроков, чтобы не мешала остальным писать палочки и учить складывать слова по слогам.
В небольшом таежном селе было мало возможностей для гармоничного развития: нет ни музыкальной школы, ни изостудии, ни спортивной площадки. Оставалось чтение. И Людмила чуть ли не каждый день бегала в библиотеку, к тете. В выборе литературы была постоянна: брала в основном книги по истории и географии, а для души — романтическую литературу.
В летние каникулы девочка «проглатывала» все учебники за будущий класс, а в течение учебного года, как она любила говорить, «валяла дурака».
У Люды рано появилась наклонность к гуманитарным наукам — это была естественная потребность. Учителя отмечали, что знания по истории, географии, литературе были выше, чем у других учеников. Книга в те годы была единственным источником информации, о телевизоре и не мечтали. У неё была буквально фотографическая зрительная память. Достаточно было взглянуть на текст, чтобы запомнить его наизусть.
Пятерку все же получила
В десятом классе, а было это в 1968 году, на экзамене по истории Люде достался вопрос «Октябрьское вооруженное восстание». Понятно, какой был учебник. Ленин руководил восстанием, Троцкий и Бухарин были предателями. Упоминались из участников восстания Дзержинский, Урицкий. Зиновьев и Каменев были ренегатами.
— Я излагала так, как это было написано в учебнике, — говорит Людмила Александровна. — А мой учитель, мужчина с университетским образованием, говорит: «Не могу я ей поставить пятерку, все было не так». Его коллега, член экзаменационной комиссии, парировала: «Вы же не взяли на себя смелость рассказать так, как это было на самом деле, вы же детям на уроке этого не преподали. Разве она отошла от текста учебника или что-то придумала от себя?»...
Что тут спорить, Люде поставили пятерку.
Звала романтика шестидесятых
В 1968 году Людмила, окончив школу, поступила в Восточно-Сибирский институт в Улан-Удэ.
— К тому времени институт имел сильный преподавательский состав, — говорит Сухова. — Шестидесятые годы, энтузиазм, в Сибири возводили новые города, открывали новые предприятия. И туда ехали энтузиасты со всех концов страны...
На первом курсе она просто старательно, как в школе, училась, подумывала, а может быть, перейти в юридический? А со второго курса, когда начались специальные предметы, так увлеклась, что не заметила, как «долетела» до красного диплома.
По распределению её направили в Новосибирск. «Что за город? Как встретят на новом месте?» — задавала себе вопросы под стук колес. Но когда сошла с поезда, ахнула — такой вокзалище! Город поразил размахом. После родной Мины он казался сказочным великаном. Первый вопрос «Как встретит город?» отпал сам собой.
Ответ на второй вопрос она получила не сразу.
Не секрет, что новичка в любом коллективе часто встречают в штыки: смотрят не только на диплом, но и на то, как одет, как разговаривает, на характер и так далее. И даже если молодой специалист проявил себя, это не сразу воспринимается как должное. Не скажешь, что Людмилу Александровну в областной детской библиотеке встречали цветами и объятиями. Были и мелочные придирки, и непонимание. На первых порах молодого специалиста опекала заведующая методическим отделом Ирина Викторовна Маклакова.
К вечеру руки немели
В 1972 году областная детская библиотека готовилась к переезду в новое помещение по улице Некрасова, 84. Любая хозяйка знает, что такое переезд из одной квартиры в другую, а здесь — тысячи томов, десятки полок и шкафов, оборудование. Книги, как известно, не картошка, в мешок не бросишь, их нужно было перевязывать в пачки. К вечеру у сотрудников библиотеки руки немели, а утром — снова рутинная работа, казалось, что ей нет конца. Хорошо, что ребятишки из микрорайона, узнав, что в новостройке будет детская библиотека, выстраивались в цепочку и передавали пачки книг. Но наконец через год областная детская библиотека справила новоселье.
Через год Людмилу Александровну назначили заведующей методическим отделом.
Стать «начальницей», конечно, было лестно, но кресло мягким не показалось. «Тихая» библиотечная работа каждый день преподносила сюрпризы.
Глобальная библиотечная реформа 70-х — централизация библиотечной сети. По учебникам все было просто, а в жизни...
— Часто ездила в командировки по сельским районам, — продолжает она. — А что такое жить неделю, а то и больше не всегда в уютных гостиницах, сами знаете. И не только жить, но и с утра до вечера помогать коллегам. По вечерам все мысли были о семье...
Но она знала, что нужно читателям глубинки, и от этого все трудности уходили на второй план.
Двадцать лет назад Людмила Александровна стала директором. Ей импонирует пословица: «Какой солдат не мечтает быть генералом?!» Она считает, что человек должен расти. К новой должности пришла со свежими идеями и взглядами. Кое от чего пришлось отказаться.
То, что детей в библиотеку водили классами, — это было в порядке вещей. Сухова пришла к выводу, что от такой «экскурсии» толку мало. Больше отдачи в том случае, когда ребенок приходит в библиотеку сам, берет те книги, которые ему нравятся.
А ведь было время, когда вместе с книгой маленьким читателям давали «в нагрузку» еще книги про партию и о Великой Отечественной войне. Да, существовали книги, которые и об этом написаны были интересно, речь о других — откровенно агитационных и поэтому скучных. Не важно, что их никто не раскроет, зато в формуляре останется запись, что выдано три издания.
Людмила Сухова уверена, что директор должен быть не только борцом, организатором, это, конечно, хорошо, но и в какой-то степени провидцем, смотрящим вперед на годы.
Идею поддержали не все
В начале девяностых в библиотеке организовали кружки раннего интеллектуального развития для детей от полутора до пяти лет. Сейчас подобным никого не удивишь: столько центров развития развелось! А пятнадцать лет назад это было в диковинку.
Через некоторое время Людмила Сухова в творческой лаборатории библиотечных работников в Краснодаре рассказала о проекте создания студии интеллектуального развития. Думала, что идея понравится. Но большинство коллег восприняло ее в штыки: «Нам этим заниматься не нужно, это не наше дело, что садики закрываются, и детям этого возраста просто некуда деться. Мы должны работать с книгой».
В Новосибирск она возвращалась расстроенной: «Может, действительно не тем занимаемся?» Но в родных стенах, увидев радостные лица малышей, успокоилась.
Позже Людмила Александровна написала о своем опыте в журнал «Библиотека». Недели через две пришли первые письма из разных городов. Во многих коллеги одобрили затею. Одно письмо пришло из Краснодарского края: «Пришлите, пожалуйста, мне подробную тематику занятий ваших кружков, а также всю бухгалтерскую документацию». Людмила Сухова, увидев знакомую по семинару фамилию, руками всплеснула: «Эта дама громче всех ругала нашу затею, а сейчас просит о помощи».
— Я ей, конечно, ответила, но напомнила, что в новом Российском законодательстве существуют такие понятия, как авторское право, ноу-хау, коммерческая тайна. Коллега пятнадцать лет назад мне говорила, что моя идея казалась ей смехотворной, а сейчас, выходит, очнулась...
Выходит, компьютер наскучил?
Время от времени в разных городах страны для библиотечных работников проводятся семинары. Людмила Сухова рада встречам с инициативными, неравнодушными людьми.
В прошлом году Людмила Александровна отправилась в Санкт-Петербург, на конференцию Российской библиотечной ассоциации. В ее рамках было посещение центральной городской детской библиотеки им. А.С. Пушкина. Библиотека прекрасно финансируется, оснащена новыми средствами автоматизации, в ней активно идет модернизация компьютерного оборудования.
— Но, как сказали мне работники библиотеки, не компьютер здесь детям интересен, — продолжает Сухова. — Они привыкли к нему дома и в школе. Гораздо больше их интересуют уникальные книги: дореволюционные издания Александра Пушкина, книги для детей, изданные в блокадном Ленинграде, и забавные миниатюрные издания: книжки-брошки, книжки-запонки, книжки-заколки, книжки-игрушки...
Опыт петербургских библиотек был интересен Людмиле Суховой еще и потому, что он отвечал ее видению современной библиотеки.
Коллекции для потомков
Свою библиотеку (кстати, одну из самых крупных в стране) Людмила Александровна считает уникальной.
— Мы собираем книжные коллекции, которые будут востребованы не только современниками, но и потомками, — продолжает она. — У нас очень интересная коллекция литературы по психологии, педагогике чтения, самообразованию и семейному воспитанию. К сожалению, в нашей стране проблемы семейного воспитания остаются проблемами только самой семьи.
Еще мы собираем книги и статьи по проблемам детства. Это проблемы и одаренных, и отстающих в развитии детей, проблемы детской аддикции, беспризорности и безнадзорности. Эта литература постоянно обновляется, она востребована и педагогами, и студентами... А также проводим областные конкурсы семейного чтения, в 2005 году провели исследование «Чтение детей в семье».
Людмила Сухова считает, что работать сейчас стало сложнее.
— Да, я свободнее, но ведь свобода предполагает больше ответственности. По своей второй специальности я — социальный психолог, как руководителю мне приходится заниматься и проблемами профессионального выгорания тоже. Я твердо знаю: комплексы поселяются не там, где человек за небольшую зарплату трудится с полной отдачей, вызывая смешки и недоумение скептиков, они рождаются там, где человек начинает высчитывать: раз мне мало платят, я выполню лишь часть работы. За другую часть работы пусть мне платят дополнительно, а раз не платят, я либо схалтурю, либо переложу ее на другого. Вот тут-то и начинается самосожжение, кончающееся потерей профессионализма.
К слову сказать, коллектив нашей библиотеки очень здоровый, к финансовым трудностям относится с юмором, перефразируя шутку профессора Льва Ландау: «Зато я имею возможность за счет государства удовлетворять любопытство свое и своих детей».
Кстати, 27 августа областной детской библиотеке исполняется пятьдесят лет.
На снимках: юный читатель; Людмила Сухова.