Из Звездного городка через Бердск в космос
И так ему это не нравилось, что мыслей о ракетах, полетах на орбиту или, может быть, к другим звездам даже не возникало. Олег хотел быть моряком. Но… не получилось. Сейчас летчик-космонавт Олег Артемьев готовится к работе на МКС, готовится в Бердске вместе с товарищами по центру подготовки космонавтов имени Гагарина.
На встречу с журналистами космонавты опоздали. Оно и понятно — помимо обычных рабочих тренировок ребята принимали участие в празднике, посвященном десантникам, — небо и для них родной дом.
21 июля в Бердске на базе вертолетного полка началась специальная парашютная подготовка отряда космонавтов. Цель ее — отработать по пятьдесят прыжков, выполняя учебные задания в условиях стресса. Большинство летчиков-космонавтов в группе — выпускники Центра подготовки 2003 года. Они уже изучили космическую станцию, транспортные корабли, но помимо чисто технической подготовки необходима еще и психологическая. Как рассказал начальник управления Центра подготовки космонавтов имени Гагарина летчик-космонавт, Герой России Юрий Гидзенко, трижды побывавший в космосе, главное — избавиться от страха, чтобы выполнять любые задачи, поставленные руководством, в любом стрессовом состоянии и в любых климатических условиях.
Эта программа подготовки была разработала лет двадцать — тридцать назад. Космонавты работали по ней в Ростове, Краснодаре, Таганроге и Крыму. Но контртеррористическая операция в Чечне потребовала задействования всей имеющейся в том регионе техники, к тому же существовал определенный риск, поэтому было принято решение перенести тренировки в более спокойное место. Оно должно было соответствовать нескольким условиям. Во-первых, погодные условия: каждый день простоя мог негативно отразиться на подготовке, во-вторых, наличие необходимой техники — вертолетов. Бердск подошел по всем параметрам. А помимо того, настолько доброжелательно принял гостей, что с 2000 года космонавты побывали здесь уже четыре раза.
Космонавты в разноцветных костюмах расселись за длинным столом в конференц-зале администрации Бердска, и первый вопрос был к Юрию Гидзенко: «Как там?»
— Там хорошо! А запоминаются при первом полете в космос два момента: невесомость, когда ощущаешь себя рыбой под водой и в первые недели две никак не можешь привыкнуть, и впечатление от нашей Земли. Она настолько красива!
На столах разложили фотографии, привезенные в дар Бердску, и показали их всем присутствующим. Сделаны они с орбиты, но пока не самими гостями. Им, за исключением Юрия Гидзенко, полеты только предстоят. Юрий же теперь целиком занимается подготовкой смены.
Отряд космонавтов насчитывает сейчас около сорока человек. Средний возраст — 35 — 55 лет. В Бердск приехала первая смена из пяти космонавтов — будущих небожителей. Интересовало, конечно, как они попали в отряд и каких же людей сегодня берут в космонавты? Ответ один: здоровых. В отряд попадают специалисты разных отраслей, есть космонавты-исследователи, летчики, испытатели. Подать заявление может фактически любой гражданин России, желающий стать космонавтом, но вот немногим удается пройти медицинское обследование. По статистике 99 человек из ста признаются негодными по состоянию здоровья. А ведь заявления подают в большинстве своем летчики, которые и без того постоянно обследуются и считаются самыми здоровыми и физически выносливыми людьми. Раньше, кстати, выводы медиков Звездного городка отправлялись следом за не прошедшим обследование летчиком в часть, где он служит, и зачастую являлись поводом к отставке, поэтому желающих подать заявление в отряд космонавтов было немного. Сейчас же это правило отменено. Нет нынче среди покорителей небес и женщин. Не потому, что проводится какая-то определенная политика, просто не нашлось пока желающих. Кстати, в будущих наборах представительницы прекрасного пола, возможно, появятся, а значит, лет через восемь полетят в космос.
Возник вопрос и о возможности после стольких лет тренировок остаться на Земле. Юрий Гидзенко пришел в Центр подготовки в 1986 году, а впервые полетел в космос в 1995-м. Так что у космонавтов, проходящих подготовку, еще все впереди. Нынешние гости Бердска попали в набор 2000 года, на тренировки уйдет еще пара лет, а потом — космос. Сейчас каких-то посторонних факторов, мешающих попасть в состав экипажа (происхождение, наличие родственников за границей), нет. А если судить по числу подготовленных космонавтов и тех, кто слетал на орбиту за все время работы центра, то получается, что каждый второй все-таки конечной цели достигает. Если, конечно, сам факт полета является целью. Для космонавтов все-таки главное — выполнить запланированный объем работы и провести научные опыты и эксперименты в условиях космоса. Просто выход на орбиту, пусть даже на несколько дней, — цель космических туристов. С одним из них как раз и летал Юрий Гидзенко. По словам космонавта, развивать эту отрасль туризма можно, если сам гость станции не мешает космонавтам выполнять свою работу.
В космосе же все, как и на Земле. Четкий распорядок дня: есть время и для работы, и для отдыха. Можно посмотреть фильмы, у экипажа неплохая видеотека, послушать музыку, почитать. В том числе и фантастику.
Летчик-космонавт Анатолий Иванишин рассказывает, что раньше очень любил фантастику, зачитывал до дыр книжки о космических путешествиях. А вот как стал обучаться в Центре подготовки, все изменилось, попробовал как-то и не смог.
— Фантастические книги, безусловно, интересны, — продолжает тему летчик-космонавт, медик Сергей Рязанский, — тем более что фантасты ставят многие вопросы, с которыми потом приходится сталкиваться либо решать их до того, как они станут актуальны. Лично я считаю перспективной проверку доступных исследованию планет на наличие биосферы.
Обитаемые миры для наших космонавтов не так уж фантастичны. Однако НЛО они не встречали, хотя слышали от ветеранов рассказы о тарелках. Если же говорить о полетах на Луну или Марс, то такие проекты разрабатываются. Но, как заверили космонавты, у нас есть еще дела на орбите, на международной космической станции.
Специфика работы на МКС — в совместной деятельности. Станция поделена на два равноправных сегмента. Большую часть нагрузки по обеспечению ее деятельности несет Россия. В остальном — полный паритет. Каждая сторона понимает, что содержать станцию в одиночку было бы сложно, если не сказать невозможно. Результатами исследований пользуется весь мир: и россияне, и американцы, и европейцы. На деятельности станции сказывается и технический прогресс. Если раньше, еще на «Мире», были бесконечные панели с горящими кнопочками, то теперь — небольшие мониторы и компьютеры, управляющие всей техникой.
Но рассказы тех, кто летал, одно, а собственный опыт — другое. И нынешним гостям Бердска еще предстоит его получить. Пока же — тренировки, прыжки, работа с психологами и в свободное время — чтение яркой детской книжки, преподнесенной им от имени горожан, — «Путешествие в историю Бердска». Космонавты же привезли в дар Бердску книгу «С именем Гагарина», рассказывающую об отряде, а расписался в ней только Юрий Гидзенко. Это примета такая: до полета в космос никаких автографов.
В приметы космонавты верят и называют их уже традициями. Заложены они были первыми покорителями космоса, а поддерживаться будут теми, кто придет на смену. Иркутск, Севастополь, Приморье, Пенза, Москва и Одесса — такова география родных городов нынешних космонавтов. Возможно, когда-нибудь прибавится к ним и Бердск. Может быть, среди тех мальчишек, что восхищенно следят сейчас за космонавтами в ярких костюмах, будущие покорители межзвездных пространств.