Если с небом на «ты»...
Поднять машину в воздух и заставить ее вытворять, мягко скажем, чудеса.
Вволю «нарезвившись», грозный маленький небесный эквилибрист возвращается на базу — аэродром Мочище. Пилот как ни в чем не бывало снимает экипировку, выпрыгивает из кабины. Вполне «нормальный» — не качается, не дрожит, не падает.
Знакомимся: Владимир КОСЕНОК, летчик инструктор второго класса Новосибирского авиационно-спортивного клуба РОСТО (ДОСААФ).
— Мое почтение, маэстро! Просто однажды, также (с инструктором, разумеется) покувыркавшись на планере, я вылезла оттуда в диком восторге, но совершенно зеленая и кривая. Особенно штопор впечатлил...
— Знаете, после первого своего полета я был точно такой же!
— Что помогло вам стать профессионалом?
— Чтобы стать профессионалом в любом деле, нужны стремление и настойчивость. Мотивация нужна. Главная моя мотивация — давняя мечта. Когда впервые увидел в небе самолет — ткнул в него пальчиком и твердо решил: я тоже буду летать! Вообще впечатления детства часто играют ключевую роль в выборе судьбы. Отец мой, например, точно так же в свое время решил стать комбайнером — и стал им.
— Так вы родом из села?
— Да. Из Довольного.
— Бывала там неоднократно... Володя, а какое достижение на своем профессиональном поприще вы считаете сегодня основным?
— Я стал летчиком-инструктором. Второй спортивный разряд. Но основные достижения, думаю, у меня впереди.
— Хотя с небом вы уже однозначно на «ты», это видно. Скажите, а в полете вас мысли какие-нибудь посещают или думать там особо некогда?
— Посещают. Поскольку болтает тебя сильно — и ты думаешь только об одном: чтобы выполнить все правильно, максимально безопасно и более-менее красиво. Но вот эта «болтаночка» немного мешает, на точность управления может повлиять.
— Одиночные ваши полеты впечатляют, ну а групповой пилотаж — просто слов нет! Многое в голове не укладывается. Ясно, допустим, когда смотришь фигурное катание: люди выполняют какие-то элементы синхронно хоть и на скользкой, но все же твердой поверхности. А вот как с этим в воздухе? Как тут добиться «устойчивости», да еще во взаимодействии с другими, как правильно сориентироваться?
— А вы думаете, воздух — не твердая поверхность? На нем точно так же учишься «закрепляться», как и на земле. Что касается группового пилотажа, то люди тут обычно ни о чем уже не думают — просто ведомый смотрит за ведущим. В группе обязательно есть лидер, он выполняет основные функции, задает тон всем остальным. Их задача — держаться на определенной скорости и установленном интервале друг от друга. Есть определенный набор фигур для группового исполнения — развороты, горка, петля Нестерова... Однако многие элементы, которые ты выполняешь в одиночку, в данном случае не допускаются, поскольку это небезопасно.
— Многие виды спорта сейчас активно совершенствуются, развиваются, включая все новые элементы, более сложные. Относится ли это в какой-либо мере к авиаспорту?
— Ничего принципиально нового у нас нет. Но тех фигур, которые известны, вполне достаточно, чтобы совершенствовать себя всю жизнь. А ведь разных фигур и их сочетаний существует в официальном реестре более пяти тысяч. Представляете? Попробуй один человек все за одну свою жизнь освоить! Это практически невозможно, есть элементы, которые и мастерам спорта не поддаются. Так что даже в официально установленных рамках мы на самом деле никаких границ для собственного роста не имеем.
— Что ж, успехов!
— Спасибо.
P. S. Собственно, к чему мы этот разговор затеяли? К тому, что сегодня вы наверняка еще успеете попасть в Мочище на грандиозное аэрошоу, посвященное Дню воздушного флота России (проводится оно с 10 до 14 часов). А в минувший четверг автор этих строк побывала на репетиции праздника. И вновь подтверждает: сказать по-современному «круто» — не сказать ничего.