Нагрузки растут, но проблемы решаются
Впрочем, об этом и без москвичей можно было догадаться. Проблема эта остается актуальной и поныне.
Правда, в последнее время наметились серьезные шаги по ее решению. Речь в первую очередь об изменении маршрутов общественного транспорта и других мерах по улучшению транспортной инфраструктуры. О промежуточных результатах работы и о планах на будущее рассказали на встрече с журналистами начальники соответствующих департаментов мэрии.
— Нужно понимать, что на сегодняшний день мы имеем дело с колоссальным переизбытком наземного общественного транспорта, — отметил Андрей Ксензов, начальник департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса. — Наиболее «ходовые» маршруты у нас часто дублируются, на некоторых из них переизбыток машин. Скажем, по нормативам интервал движения автобусов по маршруту — 5 — 10 минут, а на практике бывает, что счет идет чуть ли не на секунды. Отсюда не только перегруженность трасс, но и ненужная конкуренция между перевозчиками. Этот бизнес сегодня съедает сам себя. И это притом, что есть маршруты, на которых, наоборот, острая нехватка машин. Среди них — имеющие серьезное социальное значение. Например, идущие в Пашино, Затон. Поэтому именно на эти маршруты были поставлены те новые автобусы, что были закуплены муниципалитетом в этом году. И результат очевиден — пассажиропоток на этих направлениях увеличился.
Кстати, новых автобусов мэрия закупила двадцать единиц, и до конца года планируется приобретение еще тридцати. В то время как частные перевозчики закупили уже сотню. Наиболее популярные нынче марки — ЛиАЗ, МАЗ, НефАЗ. Кроме того, одна из частных компаний заключила договор на поставку автобусов китайского производства, другая строит планы по сотрудничеству с южнокорейским «Hyundai».
Есть в ближайшей перспективе и планы по обновлению трамвайного парка. Новосибирские трамваи, так же как и троллейбусы, в ближайшие годы изменятся не только внешне, но и по техническим параметрам. По словам Игоря Синельникова, и. о. начальника управления пассажирских перевозок, электропривод нового поколения, который будут устанавливать на новые трамваи, позволит экономить до сорока процентов электроэнергии. В будущем году планируется ввести в строй первые 8 — 10 пробных образцов.
Растет нагрузка на метро: пассажирооборот за июль 2006 года на 5 процентов (а это более чем 200 000 человек) больше, чем за июль прошлого. Как признает начальник Новосибирского метрополитена Владимир Кошкин, рост этот обусловлен перераспределением пассажиропотоков между наземным и подземным транспортом. А перераспределение это, в свою очередь, произошло за счет пресловутых изменений ряда маршрутов.
На сегодняшний день изменено более двух десятков маршрутов общественного транспорта. Перемены эти в принципе у всех на слуху и на виду — это и разгрузка Красного проспекта и площади Маркса, и организация движения по улицам Связистов, Семьи Шамшиных, Советской. Оценка этих действий неоднозначна. С одной стороны, остались недовольны многие частные перевозчики, лишившиеся части выручки, поступали жалобы и от пассажиров. По заверениям же специалистов мэрии, доступность транспорта в ходе ведущихся изменений не только не ухудшилась, но в некоторых районах даже улучшилась. Хотя пока говорить об итогах всех действий рановато — на «обкатку» новшеств необходимо время. К тому же до конца года планируется изменение еще восьми маршрутов.
Как бы то ни было, намерения у городских властей благие — разгрузить основные магистрали города, избавиться от «дублей», перераспределить пассажиропоток в пользу метрополитена. Ведь даже при нынешнем приросте объемов перевозок наше метро является загруженным примерно на 70 процентов. Еще одна цель, озвученная господином Ксензовым,— это максимальное сокращение доли наличных денег в оплате транспортных услуг. Именно этой цели служит стартовавшая этим летом кампания по внедрению электронных пластиковых карт. С 1 сентября они заменят применяющиеся ныне бумажные проездные.
Август в этом плане объявлен переходным периодом, то есть это последний месяц, в течение которого будут в ходу и бумажные, и пластиковые проездные. Затем постараются полностью перейти на пластик, причем карты эти позиционируются как «единый проездной», то есть в перспективе по ним можно будет рассчитываться за проезд и в метро, и во всех наземных видах транспорта, включая пригородные электрички. Для каждого вида транспорта на карте предусмотрен свой «кошелек».
Карты, конечно, будут разные — обычные, для студентов, социальные. Уже подсчитано, что студенческих карт понадобится около 40 000, социальных — более 180 000. На сегодняшний день продано чуть более 200 карт на наземные виды транспорта и порядка 3000 — на проезд в метро. Такой разрыв, видимо, обусловлен тем, что для пользователей метрополитена пластиковые карты уже давно стали привычной вещью. На наземном же транспорте это пока в новинку. Но тем не менее система эта уже действует, хотя портативные терминалы для расчетов по электронным картам в руках у кондукторов увидишь нечасто. Объясняется это просто: объемы трансакций по картам пока столь незначительны, что терминальчик этот чаще всего у кондуктора в сумке, а в руках — привычный рулончик билетов и наличные деньги.
Поговорили и о строительстве новых дорог, объездных шоссе. Ведь, по сути, перегруженность улиц транспортом — и не столько общественным, сколько транспортом вообще — возникает из-за того, что через город идет колоссальное количество транзита. По словам того же Андрея Ксензова, ежедневно через один южный въезд в Новосибирск попадает более 20 000 машин. Нынешняя же система транзитного проезда не позволяет направить эти потоки в обход самого города. Необходимо завершение Северного и Восточного объездов.
Внутри города существуют схожие проблемы, но, будем говорить, местного масштаба. Они сейчас тоже решаются. В частности, к октябрю планируют открыть движение по улице Ипподромской. Кроме того, в ближайшее время будет организован сквозной проезд с ул. Военной на ул. Фрунзе.