USD 108.0104 EUR 113.0947
 

Взгляд, навечно устремленный в небо...

Михаил ПЕРЕСЛАВЦЕВ. Подольск, Московская обл.



По давней многолетней традиции в день своего бракосочетания к этому памятному месту приезжают молодожены, чтобы возложить цветы и почтить память тех, кто навечно остался двадцатилетним...

Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, не долюбив,
Не докурив последней папиросы...

Эти строчки поэта-фронтовика Николая Майорова, погибшего на войне, как нельзя лучше передают самую суть мыслей целого поколения военного времени.

Биография Виктора Талалихина ничем особым не отличается от тысяч биографий таких же парней и девушек, на долю которых выпала тяжелая военная пора. Виктор родился 28 сентября 1918 года в крестьянской семье, в селе Тепловка Саратовской области. В годы первых пятилеток семья Талалихиных перебралась в столицу. Обучаясь в фабрично-заводском училище, Виктор в свободное время увлекался занятиями в аэроклубе и являлся членом московского аэроклуба. Во времена юности авиаторы — гражданские пилоты и военные летчики — являлись настоящими героями Страны Советов. Каждый мальчишка бредил небом и стремился быть похожим на Чкалова, Водопьянова, Ляпидевского и многих других. Мировые рекорды, спасение героев-полярников, летчики-герои Испании — все это вызывало необычайный энтузиазм. Цветами, горячими приветствиями и огромными толпами встречали москвичи прославленных летчиков. «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью...» — под таким девизом наша Родина создавала свою авиацию.

Именно в это удивительное время комсомолец Талалихин получил от комсомола путевку-направление и в 1938 году поступил в Борисоглебское военное авиационное училище летчиков-истребителей. Добросовестное отношение к занятиям, целеустремленность и дисциплинированность позволили Виктору в самое короткое время стать профессиональным военным летчиком. Знания, полученные в училище, пригодились в период военного конфликта с белофиннами в 1939— 1940 годах. 47 боевых вылетов по заданиям командования совершил молодой летчик-истребитель. За мужество, проявленное в боевой обстановке, Виктор Талалихин в числе других летчиков-героев был награжден боевым орденом Красной Звезды.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. С самых первых дней войны истребитель Талалихин находился на охране столичного неба. Постоянная готовность встать грудью на защиту Родины, а при необходимости, не задумываясь, пожертвовать даже своей жизнью, — вот таким воспитала Родина молодого, но опытного летчика. В собрании Госрадиофонда имеется документальная запись выступления летчика В. Талалихина по радио в дни работы Всеславянского конгресса, проходившего 10 — 11 августа 1941 года в Москве, на котором он рассказывает о совершенном им 7 августа 1941 года ночном таране фашистского самолета. «Всякий раз, получая приказ на боевой вылет, я живо представляю себе родную Москву, Мавзолей Ильича, рубиновые звезды Кремля. Только одно желание овладевало мною в эту минуту: беспощадно драться с врагом до последней капли крови», — такими вот простыми словами летчик Виктор Талалихин объяснил свою готовность к подвигу. Линия фронта приближалась к Москве. Ожесточенные бои шли от берегов Баренцева моря до Одессы. Красная армия, неся огромные потери, всеми силами сдерживала фашистские орды, рвущиеся к столице. С начала июля и в первые дни августа заместитель командира эскадрильи Виктор Талалихин в ожесточенных воздушных боях лично и в составе группы уничтожил несколько фашистских самолетов. 21 июля Москва впервые подверглась бомбардировке. Несмотря на ощутимые потери, гитлеровские асы, которым покорилось небо Франции, Польши и фактически всей Европы, рвались к самому сердцу столицы — Кремлю. Даже в ночное время, когда ориентирование было затруднено, фашисты не прекращали своих попыток прорвать оборону ПВО и нанести бомбовый удар по москвичам. Одна из таких массированных вражеских атак состоялась в ночь на 7 августа. Для перехвата значительных сил противника в воздух была поднята эскадрилья самолетов И-16 младшего лейтенанта Виктора Талалихина, входящая в состав 177-го истребительного авиаполка. В завязавшемся бою летчик заметил самолет противника «Хенкель-111», пытавшийся скрытно прорваться к столице в верхнем эшелоне. Обстреляв самолет противника, летчик Талалихин вывел из строя один из двух его моторов, а когда закончились патроны, Виктор попытался винтом своего самолета повредить хвост самолета противника. В этот самый момент стрелок фашистского самолета почти в упор расстреливает самолет Талалихина, причинив ему серьезные повреждения и ранив летчика в руку. Понимая, что иного выхода нет, Виктор сознательно увеличил скорость своего поврежденного самолета и всей массой истребителя протаранил фашистскую машину. От таранного удара самолет противника потерял управление и устремился к земле, а машина Талалихина перевернулась и, потеряв управление, стала падать. Из последних сил раненый летчик выбросился из кабины и благополучно приземлился на парашюте в расположении Красной армии.

Уже на следующий день, 8 августа 1941 года, указом Президиума Верховного Совета СССР летчику Виктору Васильевичу Талалихину было присвоено звание Героя Советского Союза. Все газеты опубликовали рассказы о совершенном комсомольцем Талалихиным подвиге — первом ночном таране в небе столицы.

Война продолжалась, враг все ближе и ближе подбирался к Москве. Ежедневно эскадрилья истребителей вылетала на боевые задания. Воздушные бои носили самый ожесточенный характер. Особенно сложная обстановка складывалась на Наро-Фоминском направлении. 27 октября 1941 года шестерка советских истребителей МиГ-3, в числе которой находился самолет Виктора Талалихина, получила задание на прикрытие наземных войск, ведущих тяжелые оборонительные бои. Возле деревни Каменки Подольского района группа истребителей стала осуществлять штурмовку вражеских позиций. В это время наши машины внезапно были атакованы девятью фашистскими истребителями Me-109. В воздухе на глазах пехотинцев и артиллеристов разгорелся ожесточенный бой. Виктор Талалихин атаковал и сбил один «мессершмитт» и в тот же момент был атакован сразу тремя истребителями противника. В неравном бою, с явным перевесом противника, летчик-герой сумел подбить машину еще одного врага, но при этом самолет Талалихина получил тяжелые повреждения и штопором пошел вниз. Летчик так и не выбрался из гибнущей машины. Вот так, смертью храбрых, в районе деревни Лопатино, погиб молодой герой Виктор Талалихин. Несколько лет назад в новостях местного телеканала был показан сюжет о том, что неподалеку от дачных участков в лесном массиве были обнаружены металлические части авиационного двигателя. По предположениям местных краеведов, остатки частей самолета могли принадлежать машине летчика-героя. Сейчас краеведами проводятся исследования.

За время воздушных боев Виктором Васильевичем Талалихиным лично было сбито шесть и в группе — один самолет противника. За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, младший лейтенант Виктор Талалихин награжден орденами Ленина, Красного Знамени и Красной Звезды, а за ночной таран ему было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Останки героя были захоронены на Новодевичьем кладбище в Москве, небо которой он защищал до последнего вздоха.

Я в жизнь вошел тяжелым
и прямым.
Не все умрет, не все войдет
в каталог.
Но только пусть под именем моим
Потомок различит в архивном
хламе
Кусок горячей, верной нам земли,
Где мы прошли с обугленными
ртами
И мужество, как знамя, пронесли...

Под этими строчками поэта-фронтовика Николая Майорова, ровесника Виктора Талалихина, также погибшего на фронте, наверное, может подписаться все военное поколение, которое не на словах, а с оружием в руках защищало нашу Родину, не щадя даже своей жизни. Эти люди навсегда останутся для нас образцом доблести, мужества и чести. Хочется верить, что и нынешнее поколение не забудет все те жертвы, ту высокую цену, которую заплатил советский народ за победу над фашизмом. За все время воздушных атак на столицу фашистами было сброшено более 55000 авиабомб и зажигательных снарядов. От бомбежки пострадало более 6000 москвичей. Жертвами фашистских летчиков стали 1327 жителей столицы.

18 августа 1969 года в городе Подольске, в одном из живописных мест неподалеку от аэродрома, откуда поднялся в небо герой, в торжественной обстановке был открыт памятник, созданный архитектором Г. В. Крюковым и скульптором В. В. Глебовым. Десятиметровый монумент военного летчика, расположенный на краю крутого холма, застыл в порывистом, целеустремленном движении. Взгляд героя навечно устремлен в небо.

Фотографии статьи
160-14.jpg