USD 102.3438 EUR 106.5444
 

Как вернуть бесплатную медицину, которая положена по закону?

Наталья ЗУБРИЦКАЯ. Фото Оксаны МАМЛИНОЙ и Сергея ДЯТЛОВА.



Об этом подробно при встрече с журналистами говорили руководитель департамента здравоохранения области Никита ТОВ, генеральный директор областного фонда обязательного медицинского страхования Олег АГЕЕВ, начальник управления здравоохранения мэрии Новосибирска Александр ЛЬВОВ.

— Объясните, какой новый порядок по платным услугам вы устанавливаете?

Никита Тов:

— Мы подошли к некой грани, дальше которой двигаться стало нельзя, потому что платные услуги стали катастрофически разрастаться. Они почти вытеснили бесплатную медицину во многих сферах. Раньше они действительно замещали большой дефицит бюджета органов здравоохранения и областного фонда обязательного медицинского страхования, но теперь наш бюджет год от года становится лучше. И мы считаем, что вполне можем обеспечить стандартную медицинскую помощь без привлечения средств пациентов. Тем не менее объемы платных услуг стали измеряться сотнями миллионов рублей, и фактически деньги берутся по принципу: может пациент заплатить — пусть платит.

Вышло постановление администрации области о том, что недопустимо взимать деньги с жителей области за ту медицинскую помощь, которая должна оказываться бесплатно. Были изданы соответствующие приказы органов здравоохранения, подписаны документы совместно с фондом ОМС. Сегодня мы пытаемся провести эти решения в жизнь. Поверьте, это дается очень не просто, потому что в бюджете многих хорошо оснащенных учреждений доходы от платных услуг занимали значительное место, и в частности шли на зарплату врачам. Поэтому решения насчет платных услуг вызывают недоверие не только руководителей лечебно-профилактических учреждений, но и тех врачей, которые привыкли получать дополнительную зарплату часто за выполнение своих обычных функций в рабочее время.

Сегодня департамент здравоохранения области будет предметно заниматься платными услугами в наших областных учреждениях. В них пока запрещены все платные услуги. А потом, рассматривая заявки на оказание платных услуг, комиссия внимательно проанализирует, что будет предложено людям. Главный врач должен доказать, что услуга, с которой он выходит на рынок, не входит в программу государственных гарантий. Только после этого будем давать разрешение на ее оказание.

Александр Львов:

— По Новосибирску мы не продублировали приказ о полной отмене платных услуг. Это связано с тем, что по согласованию с администрацией города решили добиваться того же результата, делая шаг за шагом. Уже отменены платные услуги в детских поликлиниках. С 1 марта выйдет приказ об отмене платных услуг в женских консультациях и родильных домах. Третий этап пойдет во взрослых поликлиниках. Но уже сегодня подписан приказ о качественном оказании там медицинской помощи. Речь идет о доступности, о времени приема поликлиники и так далее. В марте мы выйдем на совершенно понятные критерии качества работы амбулаторно-поликлинического звена.

Олег Агеев:

— Позиция областного фонда обязательного медицинского страхования однозначна: те виды медицинских услуг, которые входят в территориальную программу фонда ОМС, должны предоставляться гражданам нашей области бесплатно. Финансовых средств на это достаточно. Бюджет фонда на текущий год — почти 6 миллиардов рублей. Согласно распоряжению губернатора, в начале года фонд ОМС, лечебные учреждения и так называемые собственники-учредители медицинских учреждений подписали соглашение, где лечебно-профилактические учреждения обязуются не оказывать на платной основе те медицинские услуги, которые предусмотрены программой государственных гарантий. Фонд ОМС будет это контролировать, на этом настаивать.

Сегодня у фонда ОМС очень много рычагов влияния на лечебно-профилактические учреждения, независимо от их подчиненности. Если нарушаются обязательства, мы вправе вместе с департаментом здравоохранения области рассмотреть вопрос об исключении медучреждения из системы ОМС. Невозможно будет ни зарплату выплачивать, ни оказывать медицинскую помощь. Госзаказ может быть распределен между другими медицинскими учреждениями.

— Почему департамент здравоохранения области выступил сторонником жестких, запретительных мер?

Никита Тов:

— Нам часто говорят, что пациенты сами желают платить за медицинские услуги. Они считают, что им дадут лучшего врача, к ним лучше отнесутся, поэтому решают заплатить. Я считаю, что это от лукавого. Любому человеку можно создать такие условия, что он с радостью пойдет платить деньги, потому что испугается: вдруг его будут лечить «не так». У Владимира Ильича Ленина есть хорошее высказывание. Смысл такой: когда человеку приставят пистолет к виску и прикажут выбирать между кошельком и жизнью, то человек разумный, скорее всего, выберет жизнь, а с кошельком расстанется.

Примерно такие ситуации у нас иногда и воспроизводятся, то есть создавшиеся «механизмы» часто граничат с вымогательством. Человеку дают ясно понять, что он ничего не получит, пока не заплатит деньги.

Не так давно мы с Александром Абрамовичем Львовым съездили в одно наше учреждение, пытались разобраться, как там проводятся ультразвуковые исследования. Оказалось, что тем, кто хочет провести обследование бесплатно, говорят: «Да, у нас это положено бесплатно. Сейчас август, вот вам талончик — на конец ноября». Человек спрашивает: «Нельзя ли быстрее?» «Конечно, можно, — отвечают, — обратитесь в среднее окошечко, заплатите 250 рублей и пройдете обследование сегодня». Когда мы стали расспрашивать людей, то обнаружили, что только с двух человек, участников войны, взяли не полную плату, сделали им скидку. Больше «бесплатных» не оказалось. Мы поинтересовались, за что берут деньги? Нам ответили: «За то, что люди идут вне очереди». Тогда мы попросили: «Покажите нам очередь». Очередь показать не смогли. Сама система построена таким образом, так забаррикадировано бесплатное окошко, что в него просто никто попасть не может.

— В нашей поликлинике старый рентгеновский аппарат, который постоянно ломается. Почему я не могу в соседней поликлинике пройти рентген за плату?

Никита Тов:

— Во-первых, по закону вам в любой поликлинике города должны сделать обследование бесплатно, если в вашей поликлинике нет рентгена. Но если вы пришли и сказали: «У меня нет показаний и направления врача, но я хочу пройти обследование...» — вот за это можно взять деньги. И то, если ничего не нашли. А если что-то нашли, тогда надо деньги вернуть, я так считаю. Во-вторых, в ближайшее время эта проблема будет решена другим образом. Все поликлиники, которые расположены близко друг от друга, объединяются, чтобы не было этой «границы». Новосибирск очень активно идет по этому пути. Все рентгеновские аппараты, которые окажутся на вашем «участке», будут как бы общие, и пропадет смысл брать деньги с того, кто живет на другой стороне улицы. В третьих, в течение года все поликлиники будут оснащены хорошей рентгеновской техникой.

— До реформ в стране наша бесплатная система здравоохранения имела свои теневые стороны. Были завуалированная система взяток, «блат». Как при возвращении предусмотренной стандартами бесплатной медицины вы собираетесь бороться с этой теневой стороной?

Никита Тов:

— С взятками должны бороться специально созданные органы. Когда деньги берут через кассу — это моя проблема. А когда берут в конверте в карман — это дело прокуратуры.

— И все же как вы сейчас будете контролировать выполнение своего решения?

Никита Тов:

— Когда запрещены все платные услуги, то любое действие по взиманию денег с людей становится... необъяснимым. Одно грубое нарушение подразумевает увольнение, и никаких аргументов против этого не будет. Мы постараемся четко все разъяснять и давать разрешения на конкретные виды платных услуг, что не позволит делать шаги «вправо» или «влево». Потому что уже сейчас есть попытки получить разрешение в такой обтекаемой форме, чтобы опять брать деньги за все.

Олег Агеев:

— Сегодня можно прийти в любое лечебное учреждение и понять, изменилось что-то или нет. Есть ли окошко платных услуг? Есть ли страховая компания, которая выписывает полисы добровольного медицинского страхования? Для нас важна и обратная связь, мы ждем от пациентов активной позиции. Сообщайте нам, где и в чем нарушаются ваши права. В каждом лечебно-профилактическом учреждении есть телефоны страховых медицинских организаций, фонда ОМС. Позвоните, расскажите нам свою ситуацию. Поверьте: мы моментально среагируем и разберемся.

Львов:

— Когда вышел приказ об отмене платных услуг в детских поликлиниках Новосибирска, контроль исполнения был возложен на территориальные комиссии. Раз в две недели они будут давать письменные отчеты по каждому району. Уже действуют «горячие линии» для общения с пациентами этих поликлиник, их родителями.

Мы проанализировали положение, сложившееся во взрослых поликлиниках. Сейчас в стадии изучения стационары: в каком объеме деньги, которые вносятся пациентами в кассы, направляются на лечебный процесс, на улучшение его качества, на обеспечение высокими технологиями.

На днях вышло распоряжение мэра о мониторинге организационных мероприятий в системе здравоохранения, связанных с оптимизацией оказания медицинской помощи. Там предусмотрены не только меры прямой и обратной связи управления здравоохранения с населением, но и структуры, которым поручено изучать жалобы на систему здравоохранения, вовремя принимать адекватные меры. Анализ показывает, что многое зачастую зависит не от количества денег, а от качества принятых управленческих решений на местах.

— Что делать пациенту, если с него взяли деньги, как он считает, незаконно?

Никита Тов:

— Как только у человека возникает сомнение такого рода, он должен потребовать исчерпывающую документацию: кассовый чек и счет, где написано, за что произведена оплата. После этого можно прийти в департамент здравоохранения области, в управление здравоохранения мэрии Новосибирска. Но лучше всего начать со своей страховой компании. Надо там показать кассовый чек и счет. Попросите объяснить, законно ли с вас взяли деньги. Я думаю, что в 90 процентах случаев окажется, что деньги придется возвращать.

— Некоторые врачи и сегодня жалуются на дефицит финансовых средств. Мол, нужда заставляет вводить платные услуги. Что вы об этом думаете?

Олег Агеев:

— Главные врачи говорят, что недостает средств на те статьи затрат, которые не входят в систему обязательного медицинского страхования. Поэтому, естественно, мы должны вести работу шире: с депутатами, руководителями финансовых органов, чтобы предусматривать адекватное финансирование на компенсацию тех фактических затрат, которые необходимы для нормальной жизнедеятельности учреждений.

Программа государственных гарантий включает средства ОМС и соответствующих бюджетов. Я отвечаю за средства ОМС и говорю вам, что их достаточно. Они полностью покрывают выполнение базовых нормативов. Проект программы государственных гарантий на 2006 год направлен в областной Совет депутатов и 28 февраля будет рассматриваться и приниматься на сессии. Впервые подушевой норматив для граждан Новосибирской области больше базовых нормативов примерно на 10 процентов. Предусмотрены дополнительные финансовые средства на индексацию тарифов в случае инфляции. Мы постарались сделать программу государственных гарантий на оказание медицинской помощи более прозрачной, более доступной для наших граждан, чтобы всем было понятно, за какие виды медицинских услуг придется платить свои деньги, а какие будут предоставляться бесплатно.

Фотографии статьи
033-12.jpg
033-13.jpg