USD 104.2361 EUR 110.2041
 

Немцам не жалко миллионов евро

Эльвира НОВИКОВА. Фото Оксаны МАМЛИНОЙ.



Между тем на днях в Новосибирске прошла российско-германская конференция по финансированию малого и среднего предпринимательства, на которой иностранцы не стеснялись критиковать российское законодательство и нашу банковскую систему. Российская сторона только приветствовала критику. Причиной столь нестандартной ситуации послужила круглая сумма в несколько миллионов евро, которую Германия собирается выделить российскому бизнесу.

Похоже, что Европа устала ждать, облизываясь на лакомый кусок у себя под боком — неосвоенный гигантский российский рынок. «Пока рынки в российских регионах еще не поделены. Германия заинтересована в экономическом подъеме России, — заверил руководитель сектора финансирования и поддержки частного предпринимательства «KfW Банк развития» Клаус Глаубитт на российско-германской конференции в Новосибирске. — Тогда ваша страна будет закупать немецкое оборудование, технику.

При хороших партнерских отношениях с Россией у Германии появится возможность расширить собственное производство, создать больше рабочих мест».

Чуда без малого бизнеса не бывает?
Немцы считают, что российское экономическое чудо невозможно без крепкого малого и среднего бизнеса. Как заметил заместитель руководителя сектора консультирования стран Восточной Европы и программ ЕС Федерального министерства экономики и технологий ФРГ Вольфганг Хомбрехер: «Именно средний и малый бизнес дает стабильный рост экономики. Многие наши концерны выросли из малого бизнеса. Последние сегодня остаются важным звеном экономики, являясь поставщиками сырья для концернов. В Германии сегодня 70 процентов населения занято в малом и среднем бизнесе».

Российская сторона это вполне понимает. Заместитель председателя комитета Государственной думы по кредитным организациям и финансовым рынкам Анатолий Аксаков заметил, что малый и средний бизнес формирует средний класс, который активно влияет и на гражданское общество. Однако количество малых предприятий в России на конец 2005 года — 960 тысяч, в которых занято около 8,3 млн граждан, или 17 процентов из числа всех наемных работников. Даже если к ним присовокупить 5,9 млн частных предпринимателей, общая цифра не впечатляет.

Совсем невелика по сравнению с Германией и доля малого бизнеса во внутреннем валовом продукте России: за последние три года она составляет не более 10 — 12 процентов. Эксперты считают: чтобы удвоить ВВП к 2010 году, как призывает Президент РФ Владимир Путин, необходимо увеличить число малых предприятий в пять-семь раз. Однако это невозможно без вливания большого потока инвестиций.

К слову, Новосибирская область на общероссийском фоне выглядит очень даже прилично. Первый заместитель губернатора Новосибирской области Василий Юрченко отметил, что рост валового регионального продукта в прошлом году составил 120 процентов, «то есть 120 процентов составляет динамика развития экономики региона». Объем инвестиций за это время вырос на 24 процента. В ранге по инвестиционному риску за последние два года Новосибирская область поднялась с 64-го на 37-е место.

Василий Юрченко с сожалением сказал, что у него есть еще много чего рассказать об инвестиционной привлекательности области, если бы не лимит времени. Но Анатолий Аксаков был неумолим, напомнив о немецкой безжалостной пунктуальности на пресс-конференции в Ганновере ко всем без исключения. В ответ Юрченко попросил у Аксакова его время, которое тот полностью не использовал во время своего выступления. Аксаков сообщил, что добавляет оратору еще три минуты. За эти минуты Юрченко успел сообщить, что по количеству банков наш регион занимает первое место по Сибирскому федеральному округу. Губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский уже принял решение о создании банка развития.

Иностранцы нам помогут
Между тем, по оценкам экспертов, потребность в кредите для прорыва в развитии малого и среднего бизнеса в России составляет около 25—30 млрд долларов. Таким образом, немецкие вливания были бы очень даже кстати.

К тому же, как заметил Анатолий Аксаков, ценен и немецкий опыт подъема экономики после разрушительной войны 1941 — 1945 годов. «Нам необходим, — продолжил он, — анализ германского опыта и законотворчества». Он отметил, что в последнем аспекте России остается желать лучшего: «Например, до недавнего времени в функциях местных органов власти ничего не было указано о работе с малым бизнесом. Таким образом, они вообще не должны были этим заниматься. Пришлось срочно вносить поправку в Закон «О местном самоуправлении». 30 декабря 2005 года Президент РФ Владимир Путин подписал этот закон. Полагаю, что таких пробелов в российском законодательстве достаточно». Он признал, что необходимо принять около 30 законов, чтобы создать единую действующую систему финансирования: «Для этого должен быть создан фондовый рынок и отдельный банк развития с большим капиталом, где можно использовать стабилизационный фонд страны». Аксаков вполне откровенно призвал немцев к критике, правда, его аргумент прозвучал несколько неожиданно: «Так уж сложилось, что в нашей стране голос иностранцев более весом». Немцы горячо откликнулись на этот призыв и сразу высказали немало замечаний.

Клаус Глаубитт заявил, что сегодня даже российские банки относят малый бизнес к группе риска: «Необходимы определенные гарантии возврата средств. А их нет, потому что малое предпринимательство не имеет кредитной истории, они не возвращали кредиты. Нет также достоверной информации по оборотным средствам фирм». Тем не менее при определенной коррекции российского законодательства Германия готова рисковать и даже научить российских банкиров работать с такими клиентами. «В рамках программы «TRANSFORM», — продолжил он, — Германия через «KfW Банк развития», а потом через российские банки готова инвестировать более одного миллионов евро. Есть и другие инвесторы. Причем правительство ФРГ берет на себя 80 процентов риска».

Россия — на уровне Бразилии 70-х
Заместитель председателя Союза немецкой экономики в РФ Макс Гутброда отметил: «У большого бизнеса есть большая и более-менее прозрачная «крыша», которая открыто занимается лоббированием своих интересов. А малый — темен и непонятен». Он считает, что единая система кредитования малого бизнеса в России, которая была здесь предоставлена и на всеобщее обозрение, «не выдерживает никакой критики. Необходимо разработать действующую систему надзора». По его словам, сегодня система кредитования в России на уровне Бразилии 70-х годов. «У вас нет системного подхода, — пояснил он после не слишком лицеприятного сравнения. — России также необходима перестройка в отношениях между государством и обществом».

Не остались равнодушными к проблеме и новосибирцы.

Председатель Новосибирской торгово-промышленной палаты Борис Брусилов отметил, что «можно нарисовать схему кредитования малого бизнеса на бумаге, но на деле она пока не работает».

Заместитель председателя правления РосЕвроБанка Дмитрий Павлов подтвердил, что отечественные банки не хотят рисковать: «По российскому законодательству в случае банкротства фирмы-клиента банк не имеет возможности вернуть средства вне конкурса: «Банк стоит, как правило, в конце общей очереди, а потом ему ничего не достается».

Анатолий Аксаков прокомментировал таким образом: «Эту проблему можно снять, если появится возможность регистрировать в залог транспорт фирм. В прошлом году в Госдуму было внесено такое предложение. Но еще при его производстве мы получили отрицательный ответ. Мы не стали вступать в драку и решили действовать по-другому: сейчас создана рабочая группа, которую я возглавляю. Мы хотим найти компромиссное решение и подтвердить его на заседании Госсовета, чтобы потом предоставить это решение президенту».

Немецкая сторона в свою очередь высказала опасение, что большой поток инвестиций может дать совсем не тот результат. Они отметили, что развитие ипотеки в России заметно подстегнуло цены на недвижимость, но не стало стимулом для строительного сектора.

На что директор новосибирской фирмы «Байт транзит континент» Александр Шустин ответил: «После стольких лет дефицита финансовых средств российскому малому бизнесу полезно поболеть этой болезнью, думаю, она будет только на пользу».

Позже он высказал свое мнение корреспонденту «Сов.Сибири» более подробно: «По словам Аксенова, в Госдуме идет борьба. Проблема кредитования решится тогда, когда большинство депутатов будут голосовать однозначно — «за».

Впрочем, думаю, что немцы, не смотря ни на что, будут рисковать и инвестировать в Россию. Сейчас Европа внимательно наблюдает за тем, кто придет и захватит плацдарм российского обширного рынка. Франция пока зевает, а немцы впереди».

Фотографии статьи
032-14.jpg
032-15.jpg