USD 102.3438 EUR 106.5444
 

Венецианский карнавал в Сибири

Любовь СМОЛИНА.



Поразительная красота и разноцветная яркость — первые впечатления от увиденного на открытии экспозиции. А еще — радость от того, что новосибирцы в разгар зимы получили редкостную возможность окунуться в атмосферу праздничной роскоши итальянского карнавала, побродить по узким улочкам Венеции, прокатиться на гондоле по ее каналам.

Идея такого чудесного путешествия в средиземноморские широты принадлежит куратору выставки — Андрею Мартынову, имеющему на сегодняшний день опыт организации около 200 экспозиций в Новосибирске и других городах России, а также в ближнем и дальнем зарубежье.

«Реализации этого выставочного проекта способствовал целый комплекс случайностей и закономерностей, — рассказывает Андрей, — впервые я оказался в Италии в 2003 году и был очарован ею. Города в Италии совершенно не похожи друг на друга. Особое, ни с чем не сравнимое ощущение вызвала Венеция: в ней жизнь постоянно соседствует со смертью (из-за частых наводнений город находится под угрозой затопления) и одновременно она удивительно, по-праздничному прекрасна. Словом, прогуливаясь без особой цели по улицам Венеции, я вдруг почувствовал особый дух этого необыкновенного города. Именно тогда и родилась мысль о венецианской выставке».

Следует отметить, что уникальная красота этого города всегда была источником вдохновения для людей искусства. Несметные богатства, накопленные к XIV — XV вв. венецианскими торговцами, и особенно дух вдохновения и творчества, неизменно царивший здесь, позволили расцвести венецианской архитектуре, живописи, музыке. Имена Беллини, Карпаччо, Сансовино, Палладио, Тициана, Веронезе, Тинторетто, Тьеполо, Гольдони, Гоцци, Вивальди стали такими же атрибутами Венеции, как ее собственное имя.

«Приехав в Венецию уже в третий раз прошлым летом по приглашению семьи Баракко, я жил в их доме, благодаря чему появилась возможность дружеского общения. Тогда же познакомился с творчеством Уго Баракко, работы которого полностью посвящены городу, в котором он живет», — вспоминает Андрей. Первоначальный замысел Андрея предполагал персональную выставку Уго, но потом возникло намерение организовать совместный проект, объединив художников, работающих в разных стилях и направлениях.

СПРАВКА
Очередной ежегодный Венецианский карнавал открылся вчера, 17 февраля. Он продлится до 28 февраля с. г.


«Сердцевину» выставки составляют 40 рукотворных гравюр Уго Баракко. Для создания офортов он использует древнюю оригинальную технику. Это полностью ручной процесс. Первоначально рисунок выдавливается на покрытой тонким слоем воска медной пластине с помощью остроконечного инструмента, открывающего металлическую поверхность. Затем пластина помещается в ванночку с кислотой, которая «вытравливает» вскрытые участки. После этого художник переходит к процессу печати на специальной офортной бумаге.

На офортах Уго Баракко изображены каналы и, конечно же, гондолы. И то, и другое является не только достопримечательностью, но и особенностью Венеции. Дело в том, что она — единственный город в мире, где нет никакого колесного транспорта, даже велосипедов. Ее улицы столь тесны и непредсказуемы, что в старину даже всадники, пробираясь по ним, испытывали немалые проблемы. Поэтому еще в XVI веке городские власти запретили даже верховую езду, после чего Венеция оказалась вынуждена пользоваться только водным транспортом.

Творения новосибирских художников, посвященные Венеции, по-праздничному роскошны и удивительно разнообразны. Как, например, цикл работ Сергея Мосиенко под названием «Венецианские купола», выполненных в смешанной технике. Идея подобного цикла пришла к художнику через 10 лет после посещения им Венеции, собора Святого Марка. Цикл составляют 5 работ: «Каналы и мосты», «Гондольеры», «Дворцы», «Птицы» и «Карнавал». Их уникальность в мозаичности, по принципу которой украшаются внутри венецианские храмы: сделано так, что с какой бы стороны ни посмотрели, невозможно отличить верх и низ. Каждая из пяти работ выполнена в форме неровного круга, внешне производящего впечатление симметрии. «В соборах Венеции тоже неровно, — говорит Сергей, — хотя, когда ходишь по собору, кажется, что ровно. Именно в этой обманчивой симметрии смысл и прелесть, поскольку она ассоциируется с живым и подвижным, как в природе. Это особенно ценно сейчас, когда все больше надоедает компьютер. Когда все идеально симметрично, возможно, это правильно и красиво, но нереально и скучно».

Фотографии Майи Шереметевой, серия «Венеция — маски» Михаила Паршикова и красочно оформленная витрина с куклами-марионетками в карнавальных нарядах словно призывают погрузиться в празднично-торжественную атмосферу карнавала XVIII века, с роскошными маскарадными костюмами ручной работы и масками. В те времена маска была почти государственным символом. С первого воскресенья октября и до Рождества, с января и до первого дня поста, каждый венецианец носил маску. Таким образом, карнавал длился полгода! Сегодня карнавал не имеет такого общегосударственного статуса, но его особый дух и глубинный смысл, состоявший в идее возрождения человеческой души, сохранился.

Венеция — один из немногих городов мира, в своем внешнем великолепии сохранивших свою первозданность. Этому способствовало соблюдение традиции, благодаря которой видоизменились лишь внешние формы. Так, например, сохранились мастерские по изготовлению деревянных гондол, но уже модифицированных в форму автомобиля, которые применяются теперь главным образом для прогулок туристов. Карнавал тоже сохранился, хотя и дошел до наших дней в виде театрального действа, в котором может принять участие каждый желающий. Эту приверженность традиции наглядно иллюстрирует в своих работах Михаил Омбыш-Кузнецов. Наиболее показательной в данном смысле видится его картина «Вне времени», показывающая, что Венеции «золотого века» одной из немногих удалось избежать «погребения» под покровом времени. Другими словами, «пелена времени» не закрыла, а, наоборот, сохранила главные ценности и дух творчества, царивший в таинственном городе с момента его основания.


СПРАВКА
Венеция — единственный город в мире, где нет никакого колесного транспорта, даже велосипедов. Русский стольник П. Толстой так оценил обстановку в городе на воде в ХVII веке: «В Венеции лошадей нет и никакого скота нет, также карет, колясок, телег нет, а саней и не знают». Там улицы столь тесны и непредсказуемы, что всадники испытывали немалые проблемы, поэтому еще в ХVI веке городские власти запретили даже лошадей, после чего Венеция оказалась вынуждена пользоваться только водным транспортом.


Кроме уже упомянутых работ, в «Прогулках по Венеции» представлены во всем своем разнообразии живописные работы Елены Честных, Александра Шурица, Михаила Казаковцева, Владимира Мандриченко, Людмилы Шляги, графика Владимира Мартынова, Сергея Гребенникова и Николая Жукова, скульптуры Сандру Бортника, керамика Татьяны Журавлевой.

Выставка стала своеобразным подарком Новосибирску на исходе лютых морозов. К сожалению, не все сибиряки могут себе позволить отправиться в Венецию, а художественный музей может посетить каждый. Поспешите: выставка работает до 26 февраля.

На снимках: венецианские маски; прогулка по Венеции — слайд-шоу Андрея Мартынова; цветной офорт Уго Баракко.

Фотографии статьи
030-32.jpg
030-33.jpg
030-31.jpg