USD 100.2192 EUR 105.8090
 

И разверзлись хляби небесные

Светлана ФРОЛОВА
Фото: Андрей Заржецкий
Фото: Андрей Заржецкий

В Новосибирской области введён режим ЧС

По предварительным оценкам, ущерб аграриев Новосибирской области от затянувшихся ливневых дождей составляет около миллиарда рублей.

Комитет Законодательного собрания Новосибирской области по аграрной политике, природным ресурсам и земельным отношениям обсудил ситуацию, сложившуюся в сельском хозяйстве региона.

«Нужно поддержать…»

Как сообщил депутатам министр сельского хозяйства Новосибирской области Андрей Шинделов, уже с середины июля аграрии перешли не только на еженедельный, но и на ежедневный мониторинг природно-климатических условий.

— Потому что работа аграриев осложнялась уже на этапе внесения средств защиты растений, — уточнил Андрей Шинделов. — Особенно погодные условия отражались на росте растений в западной части Новосибирской области, когда уже на этапе внесения средств защиты растений пошло переувлажнение. И уже на этапе входа в уборку природно-климатические условия усугубились на большей территории Новосибирской области. По официальным справкам, которые мы получили от новосибирского филиала Росгидромета, даже в районах Кулундинской зоны, где у нас стабильные природные условия позволяют проводить достаточно эффективно уборочную кампанию, наблюдалось двукратное, трехкратное превышение осадков по сравнению со среднестатистическими многолетними наблюдениями.

По словам министра, переувлажнение почвы стало одним из оснований для введения режима чрезвычайной ситуации (ЧС). По состоянию на 9 сентября в 12 районах области объявлен режим ЧС, еще в восьми районах — режим повышенной готовности. Поскольку более 50 процентов районов ввели режимы повышенной готовности или ЧС, появились основания для введения режима ЧС уже регионального характера. В итоге правительство Новосибирской области объявило режим ЧС на всей территории региона.

— Одно дело, когда у нас переувлажнение, а другое — когда замедляются темпы уборки из-за того, что техника не может перемещаться по полю, — подчеркнул Андрей Шинделов. — Впитывае­мость почвы была на пределе, и сейчас вы видите, что осадки уже не впитываются, а находятся на поверхности. По­этому было достаточное основание для ввода режима ЧС по комплексу неблагоприятных явлений.

По словам главы областного минсельхоза, на сегодня считаются погибшими более 160 тысяч гектаров растительных массивов, предварительная оценка финансовых потерь аграриев — более одного миллиарда рублей. Кроме количественного сокращения ожидаемого урожая, отмечается существенное снижение качества собираемого зерна.

— При таких сложных условиях и колоссальных затратах на семена, топливо наша задача — поддержать аграриев, чтобы стабилизировать обстановку, — резюмировал Андрей Шинделов.

«Столько водки страна не выпьет!»

Но проблема не только в том, что не собранный еще урожай серьезно сократится в размерах — значительно ухудшится и качество зерна, как заявил Андрей Шинделов.

Депутат Заксобрания Александр Теп­ляков заострил внимание коллег-законодателей на необходимости уделить особое внимание подготовке к следующей посевной и формированию фуражной базы для скота.

— Сейчас важнее важного — подготовить посевную следующего года, — подчеркнул депутат. — Потому что по семенам будет реальная проблема. Важно те первые объемы, которые уже намолотили и с нормальным качеством, посевными кондициями, на уровне районов как-то поделить. Второй момент — не нужно забывать и про животноводство, потому что если мы не сформируем фуражную базу, то по продуктивности мы уйдем ниже некуда. Не секрет, что, если учитывать и этот год, выживают хозяйства, у которых есть животноводство.

Председатель комитета по АПК Денис Субботин отметил, что ситуация с семенами действительно близка к катастрофической: «Я звонил крестьянам: катастрофы еще нет, но ситуация печальная».

— На семена нужны будут средства на следующий год, — добавил Денис Субботин. — Кроме того, то, что вы озвучили по качеству пшеницы, это уже даже не фураж. Скот зараженной пшеницей кормить нельзя. Это пойдет только на спиртзаводы. Столько водки страна и регион не выпьют, и наша область тоже. У нас встанет вопрос, куда это все девать? Спиртзаводы берут, но и им столько не нужно. В общем, крестьяне придут и спросят. А если не будет фуража, то есть вероятность сокращения поголовья скота и птицы, и это тоже нужно просчитывать уже сейчас. Также пора думать, где крестьяне возьмут деньги на посевную следующего года.

ГОВОРЯТ АГРАРИИ
Начальник управления сельского хозяйства Искитимского района Виктор Лоханов:
— Мы заказали справку в Гисметео. Когда ее получим, на основании этого документа собираем штаб, вводим чрезвычайную ситуацию в районе. Будут финансовые компенсации. Надеемся на это. Это тяжелая уборка, такой еще не было. Мы должны быть солидарны с сельхозпроизводителями. Их надо поддержать.
Бывает, один район зальет, но чтобы общая такая трагедия была, это впервые. Коснулось всех! Были предпосылки получить достойный урожай в этом году. И вроде он нарос, и вроде он действительно хороший, а взять-то его невозможно. Полегли культуры. Печально смотреть на это и обидно. Как только выглянуло солнце, все комбайны вышли в поле. Убирать будут несмотря ни на что. Главное, чтобы подольше постояли погожие дни. К сожалению, не обходится без потерь. Руководители хозяйств звонят в управление, специалисты ездят по полям, пишут акты на списание.
Начальник управления сельского хозяйства 11 сентября побывал на полях в двух фермерских хозяйствах. Поле озимой пшеницы в крестьянском (фермерском) хозяйстве «Олимп» представляет печальное зрелище: культура прильнула к земле. И начала прорастать. Каждый день ездим и видим такую горестную картину. Где-то это рапс, где-то пшеница, ячмень, овес полегли. И такая ситуация везде. Вот здесь одно поле, половина вроде нормальная еще. И есть возможность, что его уберем. А на этой части так ее покрутило, что нельзя подступиться. Но все-таки есть надежда на то, что мы урожай уберем. А какая его часть окажется ликвидной, покажет время.

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства «Олимп» Олеся Коваленко:
— Сейчас очень больно осознавать, что с поля мы практически ничего не получим. За неимением подобного опыта невозможно предсказать, что мы тут получим вообще. И какие затраты понесем, чтобы все это убрать. Пшеница полегла не вся сразу, где-то ее пятаками закрутило, потом в какой-то момент она опустилась на землю и стала прорастать. Причем не только появились дружные зеленые всходы, но и в самих колосьях пробиваются росточки, даже в тех, которые еще не упали. Такого не припомнят старожилы, чтобы пшеница начала прорастать в колосе. Если и получим с нее зерно, оно будет низкокачественным. Пока еще не решили, как ее убирать. Уборка будет сложной, малопродуктивной, но проводить ее придется, потому что поле нужно освободить для дальнейшей обработки. Комбайны эта масса будет забивать при уборке, поэтому сил и терпения комбайнерам.

Индивидуальный предприниматель Александр Грицай, занимается полеводством четыре года:
— С такой тяжелой уборочной кампанией столкнулся впервые. Комбайн медленно плывет по полю, скорость не превышает двух-трех километров в час, а на сильно полегших участках приходится еще иногда сдавать назад.