Нефилософский «камень» продовольственной безопасности
У производителей яйца и птицы есть резонные доводы по поводу реальной себестоимости продуктов, и это связано с импортозамещением отнюдь не в пищевой сфере
Хотя куриные яйца начали постепенно дешеветь — теперь их можно купить и за 60 рублей, правда, они меньше тех, что за 129, почти в два раза, — куриное мясо продолжает «соревноваться» в цене со свининой. Почему так происходит, где предел и как остановить удорожание?
В рамках конференции «Ритейл и агротренды в Сибири. Новые точки роста» директор по маркетингу АО «Новосибирская птицефабрика» Галина Лупанова прояснила часть этих вопросов.
Искусственный ажиотаж спровоцирован
На минувшей неделе Денис Рягузов, исполняющий обязанности министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области, принял участие в конференции «Ритейл и агротренды в Сибири. Новые точки роста». По словам чиновника, сейчас на полках новосибирских магазинов можно увидеть в основном яйца и мясо курицы от местных производителей — таких товаров около 80 процентов. И вообще, более 90 процентов ассортимента продовольственных розничных сетей — это российские и региональные продукты.
На этой высокой ноте можно было бы закончить и порадоваться за нас и нашу продовольственную безопасность, но ложку дегтя внесла в тему обсуждения директор по маркетингу Новосибирской птицефабрики. По словам Галины Лупановой, на рост цен повлияли два фактора:
— Во-первых, доходы населения растут, спрос растет, — отметила представитель отрасли. — А объемы производства птицефабрики по сути своей постоянны: у нас контракты, невыполнение контрактов — это штрафы. Спрос рождает предложение. Это один из факторов. С мая прошлого года пошла в рост цена, но не настолько глобально. Честно говоря, мы такой вот вспышки спроса не ожидали, имеется в виду, со стороны населения. Опять же, когда один пенсионер на глазах у другого вместо, очевидно, постоянной покупки в одну птицу или набора для бульона тащит десять тушек, он тем самым создает накрученный ажиотаж. То же самое было и с яйцами. Поэтому ситуация прежде всего была создана населением. На сегодня цены стабилизировались, пошли вниз. И с нашей стороны предпосылок для роста цен уже нет.
«…Лишь бы кто-нибудь пришёл»
Что касается второго фактора удорожания птичьего мяса, это увеличение себестоимости самого производства продукта. И происходит оно сразу по нескольким причинам:
— Мы, к сожалению, все еще находимся в зависимости от импорта: от техники, ветпрепаратов, кормов, — комментирует Галина Лупанова. — И каждый раз, когда идет рост себестоимости, мы не можем, поскольку мы не оборонное предприятие, повышать заработную плату так, как она растет по рынку. Мы находимся в кадровом голоде уже не первый год. Наше предприятие расположено в Искитимском районе, а население на селе, как правило, не пополняется. Люди едут к нам в том числе и из ближайших регионов, например из Алтайского края. Уже настроили общежитий, снимаем жилье для работников. Автоматизируем процесс, насколько это возможно, все равно человеческий фактор присутствует. Кроме того, возникает безумная проблема даже с продавцами. Причем, если раньше к ним были требования и был какой-то отбор, сейчас все уже настолько упразднено — лишь бы кто-нибудь пришел.
Мы купили и сравнили два яйца: «нулевой» категории за 12,9 рубля и «третьей» категории, купленное в фирменном магазине Октябрьской птицефабрики за цену более чем в два раза меньшую. Разница в размере очевидна, приготовление показало, что содержимое различается преимущественно объемом желтка. Фото: Юлия Назаренко
При этом в общем и целом, как отмечает эксперт, в плане обеспеченности региона мясом критической ситуации нет, отрасль стабильна.
— Минсельхоз с декабря ведет целевое льготное кредитование производителей мяса птицы, — сообщила Галина Лупанова. — «Евсинская» фабрика перепрофилируется на производство бройлера, это одно из наших предприятий. Мы увеличиваем поголовье птицы, и в последующие три года начнется планомерный рост.
А у вас термочек отклеился
Почему не получится оперативно повлиять на мясную цену в сторону уменьшения?
— Сейчас все птицеводы «сидят» на линиях, которые произведены в Голландии, — объясняет Галина Лупанова. — Там есть микрочипы — устройства, у которых нет аналогов. Либо ты меняешь всю многомиллионную линию, но… на какую? Российского производства нет. Есть аналоги, которые можно приобрести в Китае, — центральная часть России уже этим занимается. Мы все еще нет. Находятся местные Кулибины, которые пытаются сообразить что-то свое. Но все это очень длительный процесс. К тому же часть ветпрепаратов также импортные. Что касается линий, мы постепенно идем к импортозамещению. Много замен произведено, и это правда. Например, в прошлом году (думаю, с этим столкнулись и большие сети вроде «Магнита») у нас пропали термочеки. Термочек — это лента, на которой аппарат выбивает вес, стоимость продукта. Нам пришлось искать какие-то российские аналоги. Но оказалось, что на российских аналогах клейкий слой плохо клеится. Приходит продукция, а на ней уже термочек отвалился. А как только появляется российский аналог чего-то, у него сразу цена в три раза дороже, и купить ты его не можешь. То же самое сейчас с пленкой, которой оборачивают подложку: в России только два производства. А если есть, то краска заграничная. И получается, что мы не можем работать себе в убыток — это бизнес.