Закон и маркет-плейсы
Цифровизация происходит на научном и фармацевтическом рынке, но государственных учреждений это, к сожалению, не касается — об этом говорили участники круглого стола, прошедшего в рамках форума OpenBio.
Ни для кого не секрет, что до недавнего времени научные организации ожидали поставок необходимого для исследований оборудования, материалов и реагентов месяцами, а порой и годами. После начала специальной военной операции ситуация еще более обострилась, так как многие поставщики ушли с российского рынка. Казалось, выход есть — электронная торговля. Если бы не одно но.
Согласно федеральному закону ФЗ-44 государственные организации не имеют права приобретать товары на маркетплейсах. Ранее гранты Российского фонда фундаментальных исследований выводили на карты, и ученые могли рассчитываться ими. Теперь такой возможности нет. Конечно, исследователи могут покупать те же реагенты как физические лица, а потом компенсировать затраты через зарплату, но это невыгодно, так как с зарплаты надо платить подоходный налог.
Пока что выхода из этой ситуации нет. Но, по словам руководителя онлайн-площадки Skyklad Галины Вирясовой, государственные научные учреждения могут использовать маркетплейсы как информационные площадки для анализа цен, а далее заключать контракты на поставку обычным порядком.