МФЦенность времени, или Без бумажки ты по-прежнему...
Государство вкладывает миллиарды в цифровизацию, электронный документооборот эффективно применять у граждан не получается. Почему?
Сегодня при помощи портала госуслуг, а также весьма интересных и, на первый взгляд, эффективных суперсервисов можно оформить многие документы в электронном виде. Спору нет, очень удобно, и мы радостно бросились заводить себе личные кабинеты, подавать заявки. И как-то стало вроде понятно, почему часть окон в МФЦ закрыли — подача заявлений перетекла в онлайн... На деле далеко не все инстанции и организации готовы или могут работать с электронным документооборотом и требуют бумажный вариант, к примеру, СНИЛСа или медполиса.
В редакцию «Советской Сибири» обратилась жительница Новосибирска Юлия Смирнова и рассказала невеселую историю. Про прием документов в колледж, который, кстати, декларирует электронную подачу документов. Но!
«Несите бумагу, или документы не примем»
— Мы поехали лично подавать документы в Бердский филиал медколледжа, поскольку только там на медбрата можно учиться, окончив 9 классов школы. Увы, документы отказались принимать наотрез, сославшись на отсутствие у нас на руках оригинала СНИЛСа, — говорит Юлия. — На самом деле номер этот у сына есть, в электронном виде он готов был его тут же продемонстрировать на «Госуслугах», можно было отправить документ в электронном виде. Однако в приемной комиссии колледжа нам просто указали на дверь: привезете бумажный СНИЛС — примем все остальное.
По словам матери девятиклассника, злосчастный СНИЛС школьник получал уже в бумажном исполнении, не оформленном в ламинат. Листик формата А6 был отнесен в школу за какой-то надобностью да так и сгинул. Вздохнув, пошли в отделение Соцфонда за новым документом.
— Чтобы вы знали, дубликат СНИЛС сейчас можно заказать онлайн через портал госуслуг, процедура минутная, но... бесполезная. Потому что дубликат тоже электронный. За бумажкой надо идти ногами в СФР или МФЦ.
По словам Юлии, чтобы получить вожделенную бумажку, пришлось потратить в Соцфонде на площади Труда около часа: сначала у автомата с талонами, потом в справке, потом у двери специалиста.
— Когда выдали дубликат СНИЛСа, я была удивлена: на бланке стоит только фамилия и подпись специалиста Соцфонда. Ни печати синей, ни других знаков, что это официальный документ. Из-за этого сыр-бор и потеря времени? Это что ж получается такое? Без бумажки ты по-прежнему букашка, а бумажке цена — грош. Такую ведь может кто угодно на домашнем принтере распечатать, в какой комиссии будут проверять происхождение? Ерунда какая-то! Или в Соцфонде принтеры с водяными знаками? — горько иронизирует наша собеседница.
Юлия справедливо возмущается: какой смысл тогда в электронных сервисах, если нормально пользоваться ими все равно нельзя? Между тем в создание так называемого электронного правительства вкладываются огромные деньги налогоплательщиков, предполагается, что все организации включены в безбумажный документооборот. На деле параллельно существуют две реальности: бюрократическая бумажная и виртуальная.
Ждать и не дождаться
А вот еще одна история. Другой нашей читательнице Алевтине Юриной понадобилось заключить прямой договор с ресурсоснабжающей организацией на поставку электричества. В управляющей компании, с которой был заключен договор ранее, потребовали предоставить выписку из единого государственного реестра недвижимости, или ЕГРН, причем в бумажном виде. Наша читательница, недолго думая, заказала нужный документ через портал госуслуг и буквально через минуту получила его. Но вот распечатать его можно только... в офисе «Мои документы», или в многофункциональном центре (далее — МФЦ).
— В МФЦ на улице Сибиряков-Гвардейцев получила, как обычно, квиток электронной очереди, прождала больше часа, причем половина окон в офисе не работали. Потом обратилась к администратору зала с вопросом, сколько мне еще ждать, но внятного ответа так и не получила. Времени не было, я ушла, не добившись результата, — рассказывает Алевтина. — Потом позвонила главному бухгалтеру управляющей компании, уговорила ее, чтобы она приняла выписку через портал госуслуг в электронном виде. А что, так можно было? А я-то потратила полдня… То есть они все могут принимать электронные документы, но не хотят встраиваться в современную систему?
В таком случае логичны два выхода: чтобы не нервировать граждан, вернуть назад всех операторов в офисах «Мои документы», чтобы работали все окна, а очереди были, как и раньше, дифференцированы по теме запросов. Ну или, что труднее, волевым методом заставить всех любителей бумажной волокиты освоить электронный документооборот. Да, есть категории людей — пожилые люди — им проще предоставить бумагу. Но это не должно быть единственным верным путем для всех, потому что отдельно взятому «вахтеру» так больше нравится или удобно.
Очередь за очередью
Мы решили испытать работу этой самой системы, а вдруг случаи эти — досадные исключения? С редакционным заданием обозреватель газеты отправился в МФЦ. По легенде нужно получить дубликат СНИЛС. Путь лежал в центр «Мои документы» на Зыряновской.
Итак, исходные данные: среда, рабочее время 15:45. Уже на подходе к МФЦ начали закрадываться нехорошие мысли: все лавочки у входа заняты — что за столпотворение? Помещения центра занимают три этажа. На втором — людей, как в гастрономе в позднесоветское время, когда там «выбросили» колбасу без талонов. К автомату, который выдает квитки электронной очереди, стоит живая очередь человек в тридцать. Не менее трети — мигранты из Азии, дамы в хиджабах и платьях в пол, мужчины в тюбетейках и множество детей разных возрастов, начиная с грудного. Мамаши здесь расположились прямо с колясками — подготовились к ожиданию. На этаже всего 20 окон, из которых работает только шесть.
К счастью, в МФЦ все организовано грамотно: на самом видном месте стойка, куда можно обратиться за помощью. Подхожу, объясняю свою проблему. Мне объясняют: да, в центре можно получить такую услугу, но не на втором этаже, а на четвертом.
Выхожу и только тут обращаю внимание, что услуги разнесены по этажам: на втором этаже — все, что связано с недвижимостью, регистрацией, миграционными делами и так далее. На третьем — работа, пенсии, налоги и сопутствующие вопросы. На четвертом — бизнес, пособия, льготы, прочее. Все как надо.
Загадочная база
На четвертом посетителей значительно меньше, очередей нет. Правда, из 40 окон задействовано только 15. Привычным путем — к стойке администратора. Любезная девушка спрашивает: а помню ли я свой СНИЛС на память? Конечно же, нет, зато вот — паспорт у меня же с собой. Сотрудница МФЦ честно предупреждает, что в базе меня может... не быть. Это вызывает легкое недоумение: как так? Я есть, работаю не один десяток лет, отчисления в пенсионный, а ныне Социальный фонд идут, а в базе меня нет? Или это какая-то специальная база МФЦ? А разве она не единая? Тем не менее мне тут же выдают квиток электронной очереди и предлагают немедленно пройти к окну под номером 21.
Подхожу. Предъявляю паспорт. Объясняю суть проблемы. Девушка что-то молниеносно проверяет на компьютере и отрицательно кивает головой: нет, меня в базе нет. Значит, и СНИЛСа мне не видать.
— И что же мне теперь делать?
— Вам нужно обратиться в отделение Социального фонда по месту жительства, в вашем случае по улице Серебренниковская, 4/1. Только там вам смогут помочь, — отвечает сотрудница МФЦ.
И снова «здравствуйте»
Да уж, хоть географически тут и недалеко, но транспорт не ходит от сих до сих, и добираться до Серебренниковской с Зыряновской нужно пешком. Видя озабоченность на моем лице, девушка искренне пытается помочь.
— А на портале госуслуг вы зарегистрированы?
— Да.
— А на телефоне приложение установлено?
— Нет, — отвечаю.
Действительно, как-то не удосужилась — на компьютере удобнее.
— Тогда прямо сейчас ничего сделать не получится. Но вы можете заказать дубликат СНИЛС через «Госуслуги», а потом прийти к нам и уже у нас распечатать его...
Ну что же, как говорят братья-физики, отрицательный результат — тоже результат. Необходимую бумажку добыть не получилось, но зато на Зыряновской в очереди стоять не пришлось. Меня снабдили исчерпывающими инструкциями, как именно надо поступить. И вообще, надо отдать должное сотрудникам МФЦ на Зыряновской: они очень стараются. Но вопросов от этого меньше не становится. И, пожалуй, самый главный из них: почему, получая электронный документ за минуты, мы вынуждены тратить часы и дни, чтобы получить его бумажный вариант? И зачем при сквозной цифровизации вообще нужны бумажные документы? Нет ответа. Пока.