Чуть не закрыла дело с большим будущим
С какими проблемами сталкиваются начинающие предприниматели, в чём миссия социального бизнеса и как привлечь господдержку?
В Центре инноваций социальной сферы — структурном подразделении регионального центра «Мой бизнес» Новосибирской области при поддержке регионального минпромторга наша землячка нашла единомышленников, с которыми смогла не только успешно справиться с задачей развития своего дела, но и получить полмиллиона рублей.
В 2020 году Мария Старостина, экономист по образованию и мама двоих детей, открыла многопрофильный детский центр «Астрокидс». В нем работают три группы присмотра и ухода за детьми от 1,3 до семи лет, а также группа продленного дня и организации досуга во время каникул для школьников.
Каждую неделю в центре проходят более 20 развивающих занятий, в том числе совместные — для мам и малышей.
Команда центра состоит из воспитателей, педагогов, логопедов, психологов, музыкального работника, художника ИЗО-студии, массажиста, специалиста ЛФК и учителя английского языка. Благодаря организации занятий в малых группах каждый ребенок в полной мере получает внимание педагогов, что позволяет определить интересы воспитанника и раскрыть его потенциал.
От мечты — к действию
Мария Старостина всегда интересовалась темой детского развития. С появлением собственных детей еще больше погрузилась в дошкольную психологию.
Долгое время это направление оставалось в качестве хобби: «профессиональный путь я выбрала, как и многие, по принципу «где денег больше платят» и стала юристом, экономистом. Работая по специальности до декрета, я понимала, что это не мое место. Что это временная точка. Я начала мечтать о своем проекте: детском садике или центре», — вспоминает Мария.
В 2020 году она вместе с подругой-партнером открыла «Астрокидс». В Центре занятости предпринимательница получила 200 тысяч рублей, дополнительную финансовую поддержку оказали родственники, также были привлечены кредитные средства. А через полгода... подруга вышла из дела. По признанию нашей собеседницы, это был удар: «Я испытывала трудности в привлечении детей, было психологически тяжело. Я была на нижней грани выгорания и хотела закрыться», — вспоминает она.
Как отметила предпринимательница, толчком к качественно новому уровню развития, а по сути спасением дела, стало знакомство с центром «Мой бизнес» Новосибирской области. В Центре инноваций социальной сферы девушка нашла единомышленников. Благодаря нетворкингу Мария познакомилась с соцпредпринимателями, занятыми в сфере детского развития, и создала группу директоров, где они помогают друг другу в поиске сотрудников, а также обмениваются опытом.
О социальной миссии
По признанию Марии, в самом начале своего бизнеса она не знала о том, что такое социальное предпринимательство. И только на курсе «Основы социального предпринимательства», организатором которого выступил центр «Мой бизнес», осознала, какую миссию несет ее дело.
Фото предоставлено центром «Мой бизнес»
— Психологический комплекс «мы зарабатываем деньги на людях» пропал. Мы действительно делаем бизнес, но предлагаем услугу, которой нет в госучреждениях. К нам дети идут в самом начале развития, проходят адаптацию в социуме и обучаются навыкам самообслуживания, обучения, дружбы. Все это происходит в небольших группах по семь-десять человек вместо стандартных 35, и процесс идет намного комфортнее, — поделилась предпринимательница.
В 2022 году центр получил статус социального предприятия, что позволило участвовать в конкурсе на получение гранта. Проект Марии по достоинству оценило жюри, и она получила 500 тысяч рублей на развитие детского центра. Деньги потратила на аренду, обустройство и продвижение помещения для группы продленного дня.
Как рассказала руководитель центра, ее пример оказался вдохновляющим для коллег по соцбизнесу: «В прошлом году «Астрокидс» получил полмиллиона рублей на развитие, и я начала рассказывать о своем опыте другим! Встретила реплики: «ой, это так много документов, так страшно!» А в этом году смотрю: все те, кто сомневался, решились и дошли до конца».
Большая поддержка для малого бизнеса
Сегодня Мария активно привлекает господдержку для развития детского центра. Так, в центре «Мой бизнес» она получила услугу по изготовлению печатной и сувенирной продукции. На условиях софинансирования напечатали стикеры и раскраски, а также сделали брендированные кружки, блокноты и папки, которые выдаются при заключении договора на посещение ребенка:
— О таком методе продвижения я узнала от коллег в Москве. Когда клиент приходит, нужно подарить ему три вещи, желательно брендированные, — рассказала предпринимательница.
Благодаря центру «Мой бизнес» Мария бесплатно разместила вакансии на hh.ru, а также получила консультацию юриста. Специалист помог написать отзыв на судебный иск контрагента и разработать форму договора. Все меры поддержки доступны в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство».
Рекомендации начинающим предпринимателям
«Астрокидс» растет и развивается уже третий год. За этот срок руководитель проекта накопила пул навыков и знаний, которыми с удовольствием делится. Так, в апреле 2023 года она стала первым гидом в рамках проекта «В гостях у соцбизнеса», организатором которого выступил региональный Центр инноваций социальной сферы.
Благодаря этой инициативе более опытные предприниматели становятся гидами-наставниками для начинающих: они знакомят участников экскурсий со своим делом и делятся опытом.
Фото предоставлено центром «Мой бизнес»
Сегодня Мария с улыбкой вспоминает свои первые шаги в бизнесе: все промахи обернулись полезным опытом и знаниями. Например, как рассказала предпринимательница, на старте своего бизнеса она старалась все делать по правилам. Сразу же наняла маркетолога, который создал бренд «Астрокидс» и наполнил его историей. Так появилась космическая тема, название, связанное с жилым комплексом, где расположен центр, — «Астра», а также слоган «С нами звезды расцветают». Эти смыслы маркетолог увязал со сказкой «Маленький принц», детали которой прослеживаются в брендированной продукции и оформлении центра.
Однако, по признанию предпринимательницы, начинать надо было не с этого. Как отмечает Мария, в первую очередь необходимо было сосредоточиться на рекламе и продвижении: запустить предварительную продажу мест в детский центр и сделать большое и шумное открытие.
Другая рекомендация Марии связана с договорными отношениями с арендатором:
— Надо было согласовывать пожарные вопросы с собственником помещения до заключения договора об аренде и в договоре прописать, за что несет ответственность собственник, а за что — арендатор, — отметила Мария. — В дальнейшем это снимает множество вопросов, которые неизбежно возникают в процессе эксплуатации помещения.
О планах на будущее
Мария планирует получить образовательную лицензию и сделать «Астрокидс» полноценным детским садом. Также в планах усовершенствование центра и масштабирование группы продленного для. По признанию предпринимательницы, она не хочет идти по пути создания франшизы: «Я поездила по стране и поняла, что восхищаюсь теми бизнесами, где собственник несет свою идею сам на ряд филиалов», — объяснила она.
Как отметила Мария, в числе признаков того, что ее дело двигается в правильном направлении, — расположение и благосклонность родителей, чьи дети посещают центр: «Детки остаются с нами не только до своего взросления, но и приводят своих младших братьев и сестер», — добавила предпринимательница.