USD 105.0604 EUR 110.4943
 

Учитесь без ограничений

Анжелина ДЕРЯБИНА
Фото с сайта rumc.nstu.ru
Фото с сайта rumc.nstu.ru

Число студентов с инвалидностью в НГТУ за три года увеличилось в два раза

Долгое время получение высшего образования для инвалидов было сопряжено со многими проблемами и препят­ствиями, иногда непреодолимыми.

К счастью, ситуация изменилась: по решению Министерства образования РФ в ряде вузов России открылись ресурсные учебно-методические центры по обучению людей с ограниченными возможностями здоровья. Цель таких центров — увеличить прием в вузы абитуриентов с ОВЗ и расширить количество доступных им образовательных программ.

Один из таких центров открылся в Новосибирском государственном техническом университете. Его создали на базе Института социальных технологий и реабилитации, имеющего богатый опыт обучения людей с различными нарушениями здоровья. Всего за три года, что существует центр, число студентов с инвалидностью в НГТУ увеличилось в два раза — с 53 человек в 2016 году до 107 в 2019-м. К тому же центр консультирует многие вузы Сибири, тиражируя лучшие практики организации инклюзивной среды в институтах и университетах. Благодаря такому взаимодействию в других вузах Сибири численность этой категории студентов увеличилась на 130 человек. Однако расти есть куда: как показывает практика, педагоги зачастую не готовы работать с инклюзивными студенческими группами. В связи с этим РУМЦ занялся созданием программы формирования готовности к работе в инклюзивной сфере. В ближайшее время преподаватели центра смогут принять участие в пилотном проекте программы.

Если ты не слышишь...

Аудитория ресурсного учебно-методического центра НГТУ — не только получающие высшее образование студенты. Это также дети с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, их родители, социальные педагоги, психологи, преподаватели коррекционных школ и других образовательных учреждений, выпускники и работодатели. В центре ежедневно действует горячая линия, специалисты отвечают на массу вопросов: льготы при поступлении, доступные профессии, тьюторское сопровождение, адаптированные программы… За два года — более тысячи консультаций, по результатам которых многие дети нашли свою специальность и начали успешно учиться.

Как происходит обучение студентов, имеющих, например, проблемы с опорно-двигательным аппаратом, слухом, другие ограничения? Как рассказали специалисты центра, если в вуз поступает студент, нуждающийся в специальном оборудовании для организации учебного процесса, РУМЦ может не только предоставить такие технические устройства, но и обучит ими пользоваться. Причем видеоувеличители, дисплеи Брайля, акустические системы, интерактивные доски и многие другие современные технические средства доступны всем вузам — партнерам центра.

Научат не бояться

Еще одно значимое направление деятельности специалистов центра — профориентация и трудоустройство.

Весной 2019 года РУМЦ НГТУ проводил межрегиональную олимпиаду с международным участием по русскому языку и развитию речи среди детей с нарушением слуха, на которую приехали более 70 подростков из Алтайского и Красноярского края, Новосибирской и Кемеровской областей, Республики Бурятия. Для педагогов проводился межрегиональный научно-практический семинар «Организация образовательного процесса для лиц с нарушением слуха».

На состоявшемся недавно в региональном министерстве труда и социального развития круглом столе «О взаимодействии и информационном обмене при решении вопросов занятости инвалидов» замначальника управления занятости населения министерства Ольга Лаврова отметила, что среди негативных факторов, влияющих на занятость инвалидов, — недостаточный уровень их профессиональной подготовки, а также низкая мотивация и страхи работодателей. Для решения этих проблем разработана подпрограмма «Сопровождение инвалидов, в том числе инвалидов молодого возраста, при трудоустройстве». Со своей стороны, специалисты центра НГТУ выдвинули предложения, которые будут содействовать трудоустройству этой категории студентов и выпускников вузов.

Чтобы молодежь с физическими ограничениями могла лучше ориентироваться в возможностях получения высшего образования, специалисты центра НГТУ проводят выездные акции «Мобильный консультант», во время которых «диагностируют» профессиональную направленность школьников, консультируют ребят, родителей, педагогов, организуют игры и дают творческие задания. Недавно сотрудники центра побывали в Туве, где провели профориентационный тренинг для глухих и слабослышащих воспитанников школы-интерната, а также семинар для преподавателей Тувинского госуниверситета, посвященный трудоустройству выпускников с инвалидностью.

Инна ЖДАНОВА, руководитель службы дополнительного образования и информационно-методической работы РУМЦ НГТУ:

— Наша задача — как можно раньше задать детям и подросткам правильный образовательный вектор, диагностировать их возможности, рассказать о доступных специальностях и заинтересовать. Не менее важно это и для родителей, так как придает им уверенность в будущем их детей.

Людмила МОЖЕЙКИНА, руководитель службы профориентации и содействия трудоустройству РУМЦ НГТУ:

— К сожалению, далеко не все компании готовы принять человека с инвалидностью. Но в ходе мероприятий, которые мы проводим, удается изменить эти установки. Ведь зачастую среди них есть замечательные специалисты и профессионалы своего дела. Наш центр помогает им найти и реализовать себя в жизни. Веру в себя ребятам-инвалидам внушают примеры успешного трудоустройства таких же, как они, выпускников высших учебных заведений. Центр помогает им устроиться на работу, хотя специалисты признают: у многих руководителей все еще сильны стереотипы и негативные установки в отношении «особенных» работников.

Телефон 8-800-250-61-26