Инновации селу не по карману
В процессе модернизации сельского водоснабжения применяют не самые современные технологии, а более дешевые в установке. Беда в том, что водичка везде разная, и местами установленные системы очистки просто не справляются, быстро выходят из строя. Разработчики предлагают министерству ЖКХ присмотреться к более эффективным методикам.
В селе Новоиткульском Чулымского района на модернизацию системы водоснабжения, включая строительство новой скважины, требуется более пяти миллионов рублей. Еще в 2014 году специалисты администрации сельсовета подали документы для участия в областной программе «Чистая вода». Но пока, несмотря на запрет Роспотребнадзора, сельчане пьют мутную воду — выбора нет. Неужели нет быстрого способа решить проблему? Жители Новоиткульского задались справедливым вопросом: почему в регионе, который славится своими учеными, разработчиками, Академгородком, в деревнях не применяются инновации? Хотя бы там, где они очень нужны для получения чистой питьевой воды?
Корреспондент «Советской Сибири», чтобы получить ответ на вопрос сельчан, отправилась на фестиваль науки — 2017, который проходил в Новосибирске с 14 по 21 октября. Изобретатели представили исследовательские работы и готовые проекты в области химии, медицины, физики и экологии. Наше внимание привлекла выставка патентов в сфере очистки воды Клуба изобретателей Академгородка. Благодаря разработкам новосибирских ученых созданы варианты очистительных систем, которые, в отличие от старых привычных фильтров, позволяют убрать из воды не только железо, мутность и тухлый запах, но даже фтор и прочие вредные элементы.
Увы, по словам изобретателя одной из самых перспективных разработок резидента технопарка Андрея Подольца, спросом такие технологии не пользуются, в областной программе «Чистая вода» в том числе. Проекты, которые могли бы изменить жизнь земляков в лучшую сторону, покупают частные лица и коммерческие организации.
Новосибирские разработчики свои проекты по очистке воды озвучили на уровне правительства, но предложений или заказов так и не получили.
Изобретатели понимают, что не всем сельчанам по карману бытовые фильтры за 50 тысяч рублей, поэтому готовы разработать системы для отдельных населенных пунктов. Разработчик Андрей Подолец, к примеру, рассказал: чтобы наладить очистку воды в населенном пункте с 50 тысячами жителей (по средним расчетам, это 4 тысячи тонн воды в сутки), потребуется около полумиллиарда рублей, плюс ежегодно почти 3 миллиона рублей будут затраты на обслуживание. Дороговато, однако.
Но ведь для села с населением в 300–500 человек стоимость очистных систем будет значительно дешевле? Резидент академпарка с нами согласился, добавив, что технология для конкретного села Новоиткульского будет дешевле еще и по той причине, что в их воде нет фтора, который значительно усложняет процесс очистки. «В чулымской воде обычные распространенные загрязнители — железо, примеси и мутность», — рассуждает разработчик, готовый подумать над проектом, если будет такой заказ на муниципальном или региональном уровне. Однако речь в любом случае пойдет никак не меньше чем о сотнях миллионов рублей. Для села, как и для сельсовета, деньги немыслимые.
Комментарии
Любовь Дмитриева, президент Клуба изобретателей Академгородка:
— Проблема питьевой воды в мире очень актуальна. По прогнозам аналитиков, войны в будущем начнут возникать не за нефть и газ, а за источники питьевой воды. К нам обращаются люди, ищут разработки, и эти разработки есть, нужно просто внедрить их у нас в области. Сейчас идет процесс импортозамещения, так зачем покупать лицензию на зарубежные технологии, почему бы не использовать то, что у нас уже наработано? Я думаю, у нас нет системного подхода и нет кадров в области инновационного бизнеса. К нам пришли люди из рыночной экономики, и методы, которые они используют, не применимы для инновационного бизнеса. Это более длинный путь, а люди хотят получить выгоду и деньги прямо сегодня, здесь и сейчас. В инновационном бизнесе велики экономические риски, если инвестор вкладывает в проект деньги — он рискует и может их потерять. Инвесторы просто боятся прогореть и пользуются старыми методами. Поэтому у нас и не используют новации новосибирских ученых.
Андрей Подолец, резидент академпарка, создатель инновационной технологии очистки воды:
— Инновации ученых Академгородка не используются, во-первых, потому, что эти разработки еще не вышли на рынок, для этого нужны значительные ресурсы. Во-вторых, все старые системы очистки воды чаще всего дешевле, а у нас власть старается минимизировать закупочную стоимость в первую очередь из-за тендерной системы. Инновационные качественные системы требуют гораздо более значительных расходов на входе в рынок, чем в дальнейшем при эксплуатации. То есть если считать на 5–10 лет вперед, современные технологии выигрывают в несколько раз по цене, но у нас хотят, чтобы окупилось в крайнем случае через год. Еще одна причина в том, что само население в целом не считает проблему воды проблемой, многие думают, что можно пить воду из крана, раз она прозрачная. Наша технология как раз позволяет ликвидировать любые загрязнители, какие сейчас есть в Чулымском районе. Это природный метод — заморозка, не требуется смена фильтров. Например, жителям Новоиткульского мы бы предложили инновационный аппарат на 20 литров воды в сутки.
Валентин Сочивкин, начальник управления строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, развития транспортной инфраструктуры Чулымского района:
— Заявка по программе «Чистая вода» подавалась на все поселения, у которых были результаты проверок и заключения экспертизы. Почему депутаты выбрали другие населенные пункты по этой программе, я не знаю. Проекты, проектно-сметная документация — все это у нас было еще в 2013 году. Каждый год мы подаем заявку, но в этом году Новоиткульское все равно не попало в программу «Чистая вода». Такая проблема не только в Новоиткульском, она по всему району. В Чулыме станцию новую построили, а в селах вода непригодная для питья. Не знаю, собираются ли применять у нас инновационные системы очистки воды, использовали хотя бы обычные, чтобы вода стала пригодной для употребления.