Бизнес-климат как он есть
"Советская Сибирь" узнала у представителей власти, бизнес-омбудсмена и предпринимателей, с какими барьерами сталкиваются те, кто открывает свое дело, как преодолевает сложности, и какую господдержку оказывает регион
На деловом завтраке встретились участники круглого стола "Бизнес-климат, как он есть" в неформальной обстановке в кофейне «Чашка кофе», организованного Издательским домом «Советская Сибирь».
Цель проекта — создание интерактивной площадки, где участники общего процесса строят открытый диалог. Разговор получился откровенным и полезным для всех. Представители власти узнали, например, какие препоны могут встретить предприниматели на пути получения господдержки, а бизнесмены, в свою очередь, впервые увидели бизнес-омбудсмена и узнали, в какой сфере находятся его компетенции.
За чашкой ароматного кофе гости уютного заведения поговорили на самые острые темы: почему фонд, призванный помогать начинающим бизнесменам, отказывает в выдаче кредита, кто поможет, если с компанией не рассчитались по госзакупкам, и почему банки «тянут резину» с выдачей займов на льготных условиях.
Вадим Васильев, заместитель министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области:
— Для многих не секрет, что 60 процентов оборота всех компаний области приходится на долю малого бизнеса. Так держать! Мы заинтересованы в том, чтобы доля росла, будем прилагать все усилия со своей стороны для обеспечения условий для поступательного активного развития. В этом году 270 миллионов рублей будет направлено на поддержку малого и среднего предпринимательства. Финансируются четыре в этом году: бытовые услуги, субсидирование приобретения оборудования, гранты для начинающих бизнес (до 500 тысяч рублей) и лизинг. По первым двум конкурс уже проведен. По двум другим еще можно успеть попытать счастье.
Ключевых элементов инфраструктуры у нас два. Первый — фонд микрофинансирования, где можно получить займ по более низким процентным ставкам, чем в банке, получить мелкие займы до 50-100 тысяч рублей без залога. И гарантийный фонд, который может предоставлять до 70 и даже больше процентов гарантий на кредит для банка, когда у предприятия нет имущества для залога.
Виктор Вязовых, уполномоченный по защите прав предпринимателей:
— Наш институт создан относительно недавно, меня назначили на должность 10 января 2014 года. В задачи уполномоченного входит разбираться в жалобах и обращениях предпринимателей, когда они связаны с неправильными действиями органов публичной власти. Если бизнесмен жалуется, что ему кредит не выдал банк, это не наша сфера. А если чиновники что-то не так сделали – это наш случай.
За прошлый год к нам поступило 260 обращений — в 1,5 раза больше, чем в 2015 году, и в 3 раза больше, чем в 2014 году. Двадцать процентов жалоб связаны с вопросами земельных и имущественных отношений: не выделили землю, завысили арендную плату, не корректно организовали конкурс на получение какого-то имущества. Это острая проблема. С 2015 года, когда вступал в силу новый земельный кодекс, все предприниматели – а их в Новосибирской области порядка 6 тысяч, кто имеет нестационарный объект, попали в зону риска, поскольку после истечения срока договора объект они должны убрать, снова участвовать в конкурсе и так далее — потерялось право легитимно продлить договор аренды. Над этой проблемой работают законодатели, но сегодня вопрос не разрешен.
Второй круг вопросов связан с контрольно-надзорной деятельностью. Была создана такая система в стране, что инспектор, который не выписывает штраф в результате проверки, это почти преступник и непрофессионал. Есть план, премии, общероссийское соревнование, рейтинги регионов — кто больше штрафов собирает. К сожалению, такая система еще не изжита до конца, но много уже сделано, чтобы ситуация изменилась. Появился единый реестр проверок, прокуратура начала жестко отслеживать, по крайне мере, плановые проверки, есть двухлетние надзорные каникулы для малого бизнеса. В этом году вступило в силу правило идентификации личности тех, кто жалуется на предпринимателя. Прежде каждый мог отправить жалобу, подписаться, скажем, Карлом Марксом, и инспектор должен был проверить. Открою секрет – мы получали сигналы, что некоторые жалобы приходили с IT-адресов контролирующих органов. За прошедшие два-три года ситуация достаточно сильно поменялась, количество проверок по некоторым контрольно-надзорным органам снизилось в два-три раза. Но все равно много их: около 200 видов надзоров федеральных, 26 видов региональных, еще 20 подвидов… Поэтому разработана приоритетная федеральная программа о том, что должны сделать надзорные органы. Основной принцип — прежде всего, задуматься, правильно ли мы работаем, выстроить критерии своей работы в диалоге с бизнесом. Сделать свою работу прозрачной, чтобы каждый предприниматель смог прочитать о требованиях каждого надзорного органа. Внедрить риск-ориентированный подход, то есть, определиться, где нужен строгий контроль, а где, может быть, вообще нечего проверять.
Третье направление, по которому нам жалуются — это уголовное преследование и все, что с этим связано: обыски, изъятие документов, невозможность работать. Зачастую уголовные дела инициируются конкурентами, недоброжелателями. Уголовные преследования разрушительны для бизнеса. Человека посадили, разобрались, отпустили, но за три года, пока он сидел в СИЗО, бизнес развалился. Президент называл, что за 2014 год на 200 тысяч предпринимателей завели уголовные дела, только 15 процентов из них дошли до суда, часть развалилась в суде, но 83 процента из тех, на кого возбудили дело, полностью или частично лишились своего бизнеса.
Есть вопросы, связанные с госзакупками, с расчетами по госзакупкам. К нам обращался один предприниматель, который в Марий Эл выполнил заказ на 50 миллионов рублей в прошлом году, но с ним не рассчитались. Когда начали разбираться, выяснилось, что ни в прошлом, ни в этом году в бюджете республики даже не были заложены эти деньги. Как мог быть заключен контракт? Это послужило основанием для обращения в прокуратуру. Слава богу, предприниматель получил свои деньги.
Основные результаты нашей работы: предотвращено закрытие двенадцати действующих бизнесов, устранены препятствия в создании новых семи производственно-торговых объектов, прекращено уголовное преследование в отношении двух предпринимателей, пяти предпринимателям заменена мера пресечения содержания под стражей домашним арестом или подпиской о невыезде, погашена задолженность по государственным муниципальным контрактам на семь миллионов рублей, 30 миллионов будет погашено в этом году. И разные компенсированные финансовые потери: штрафы, освобождение имущества на сумму более 30 миллионов рублей.
Одиннадцать обращений к нам было коллективных — целых ассоциаций и отраслевых союзов, что для нас принципиально важно. Как правило, это касается регулирования или изменения законодательства. Это позволяет нам влиять на разработчиков законов на региональном уровне, и косвенно на федеральном. Борис Титов, уполномоченный при президенте России по правам предпринимателей, вручил нам благодарность за активное участие в нормотворческой деятельности.
Юрий Штатнов, начальник управления перспективного развития Новосибирской городской торгово-промышленной палаты:
— К нам приходят совершенно разные люди с различными бедами. С 2007 года работает общественная приемная, туда может обратиться любой предприниматель. У нас девять постоянных экспертов, есть возможность лично или в режиме онлайн получить консультацию.
Часто люди обращаются с вопросом как открыть бизнес и чем это грозит. Боятся, не знают, какую форму выбрать, где деньги найти. Начинаем работать: выясняем, в какой сфере был занят, сколько есть денег, помогаем прикинуть бизнес план, оказываем помощь в юридических, бухгалтерских вопросах. Бывает, будущие предприниматели приходят со своим бизнес-планом, просят оценить. Ни разу не было такого, чтобы начинающий бизнесмен с ходу написал хороший бизнес-план. Мы помогаем ему исправить ошибки.
Очень часто приходят люди с просьбой защитить индивидуальную собственность – мы тоже разбираемся. Ведем большую образовательную работу – читаем лекции, проводим семинары. Мы организуем бизнес-миссии наших делегаций в другие регионы и страны, основываясь на потребностях предпринимателей в контактах.
Корпорация малого и среднего предпринимательства сделала достаточно удобный, интересный, полезный и эффективный инструмент для начального и существующего бизнеса — «Бизнес-навигатор». Мы готовы бесплатно принять любого человека, показать, как с ним работать, какие преимущества он дает: можно написать бизнес-план, посмотреть город, район на предмет того, какие предприятия и сколько занято в том или ином виде деятельности, искать партнеров в бизнесе.
Регулярно к нам приходят предприниматели с просьбой узнать общественное мнение по тому или другому вопросу. Мы делаем опросные листы, рассылаем по доступным базам, формируем предположение, доводим до власти и общества.
Несмотря на ряд негативных примеров предпринимательского опыта, бизнес-среда стала более привлекательной. Да, есть свои сложности, но если оценить трехлетний период, то прогресс очевидный. Есть большие сдвиги в упрощении, в сокращении сроков оформления, многое сделано в получении разрешений. Как результат — все больше людей хочет открыть свой бизнес.
Сергей Иванов, руководитель Центра поддержки экспорта Новосибирской области:
— Насколько я помню из прошлого года, из 120 тысяч малых, средних и индивидуальных предпринимателей, в Новосибирской области всего 400 занимается экспортом. Центру экспорта пять лет исполнилось в этом году. Понятно, что за это время кое-чему научились. И эффективность достаточно наглядна. Если в 2015 году у нас было 5 место по рейтингу среди центров экспорта, то по итогам прошлого года впереди только Татарстан. Провели 20 семинаров, 8 выставок, 6 бизнес-миссий, около 10 встреч делегаций.
Наша деятельность, прежде всего, направлена на консультации и обучение. Одно из направлений – семинары и конференции по внешнеэкономической деятельности. Буквально два дня назад прошла конференция по странам ЕАЭС с участием делегаций Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Вьетнама. В первый раз попробовали и, можно сказать, успешно: должны появиться действующие контракты. Одной из основных своих задач мы видим в организации как можно большего количества взаимодействий между нашими и зарубежными партнерами. Чем они активнее, тем больше контрактов.
Много приходит людей, которые хотят «что-нибудь» экспортировать, но абсолютно не имеющих определенных знаний. В бизнесе они должны быть. В этом году мы начали реализацию проекта, где представители малых и средних компаний могут бесплатно пройти обучение.
Еще три инструмента, как мы поняли за пять лет, работают хорошо: бизнес-миссии, международные выставки и встречи делегаций. Стараемся сделать так, чтобы компания не просто получила место на выставке, но и привлечь представителей из профильных министерств этих стран, чтобы они это увидели. Сюда мы тоже приглашаем тех, кто нам может быть интересен, даже оплачиваем билеты, но с условием, что это люди, которые принимают решения, вплоть до подписания контракта.
Шакир Сулейманов, генеральный директор ОПХ «Дары Ордынска»:
— Мы производим в основном овощи. Непросто выращивать в условиях Сибири до промышленных масштабов, но сегодня мы имеем 900 га своих площадей. Урожай прошлого года — более 12 тысяч тонн овощей. Много нашей продукции – в особенности картофель — идет в Киргизию, Узбекистан. В этом году планируем собрать 15 тысяч тонн и выше.
Основная наша проблема, да и у многих других производителей – продукция второй категории. Сети берут самую лучшую, первую, но куда девать остальное – с небольшими механическими повреждениями или не соответствующего калибра? Такой продукции более 30 процентов, но ее можно использовать! Нам хотелось бы привлечь к нашему производству переработчика, который, например, делал крахмал, сухие овощи. Мы готовы заранее договариваться, какой объем дадим — более трех тысяч тонн в этом году точно.
Есть вопросы и к банковской сфере. Министр сельского хозяйства Ткачев в январе докладывал президенту о льготном кредитовании для сельхозпроизводителей, ставка по которым не должна превышать пять процентов. Обратились в несколько банков — и… пятый месяц оформляем документы. Уже все посеяли, посадили — кредита нет. Естественно, взяли заем под 12,5 процентов. Надеемся, к следующему году получим льготный.
Дмитрий Колточихин, генеральный директор ООО «ЛедОКей»:
— Мы занимаемся производством и разработкой светодиодных комплектующих. Компания молодая — 4 сентября исполнится два года, но за это время сделали продукт уникальный, не имеющий аналогов. Покупает нашу продукцию Москва, Петербург, Южно-Сахалинск, другие российские города. Но грустно, что продажи в Новосибирской области составляют не более 1 процента.
На мой взгляд, очень трудно бизнесу на начальном этапе, когда он поднимается, хотя именно в этот момент нужна помощь. Столкнулись, например, мы с распространенной проблемой – нехватка оборотных средств. Обратились в фонд микрофинансирования. Оказалось, очень сложно получить средства — отказали. Обратились в один банк – результат тот же: кредит дают по гарантии автомобилей, а нашим машинам больше десяти лет. Сейчас занимаемся сбором документов для другого банка – сумма небольшая, а документов много… И таких историй немало. Один бизнесмен рассказывал: когда открывал бизнес, кредитов ему не давали. Сейчас сами банки приходят – но бизнесмену это уже не надо. Абрамович рассказывает: в 25 лет открыл завод по производству пластмассовых игрушек. А как? Вот это неизвестно. Самая интересная информация скрыта. И не факт что ее можно раскрывать. По моему мнению, нет рецептов, как открыть бизнес. И, наверное, не будет.
Елена Печёрина, директор по связям с общественностью ООО «Техинжиниринг»:
— Наша организация занимается тем, что предоставляет услуги в области обеспечения пожарной безопасности. Этот лицензируемый вид деятельности. Первое, с чем сталкиваешься на начальном этапе – требования к наличию достаточно дорогостоящего оборудования, а также требования к наличию штатных сотрудников по каждому виду деятельности, с определенным образованием и опытом работы по трудовой книжке не менее трех лет в организациях, действующих по лицензиям МЧС. Где это взять начинающему предпринимателю, у которого только есть идея? Не всегда и не всем в этот момент удается найти выход из этой ситуации. У нас в этом отношении положительный опыт: на стадии основания компании в 2013 году наши, так сказать, конкуренты оказали нам поддержку. Теперь, встав на ноги, мы не конкурируем на рынке. Мы консолидируем наши силы, компетенции и ресурсы. Мы обмениваемся опытом, советуемся, не позволяем заказчику сталкивать нас лбами в отличие от других организаций. У нас есть еще положительный опыт объединения с общественными организациями. Малое предпринимательство охотнее принимает участие в благотворительных акциях, когда, например, общественная организация заявляет свой проект на субсидию, получая часть суммы, а оставшиеся необходимые средства жертвует социально ответственный бизнес. Мы сейчас участвуем в таком проекте — строим пожарную башню для тренировок в селе Ярково, и мы не единственная организация, которая вносит вклад в этот проект.