Новосибирский инклюзив
Почему в обычной городской школе не отказываются от детей с задержкой психического развития, ДЦП и диабетом
Чтобы дать возможность детям-инвалидам учиться в одном классе вместе с другими ребятами, в регионе утвердили концепцию развития инклюзивного образования. Как это работает?
Сегодня во многих прогрессивных странах не делят детей на больных и здоровых: они посещают одни и те же детские сады, школы, а впоследствии и высшие учебные заведения. Принято считать, что такой подход позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья лучше адаптироваться в социуме. Подобный опыт есть и в нашем регионе, правда до сих пор применять его решались не везде.
Ни для кого не секрет, что в советское время подход был иной: для людей с ограниченными возможностями вроде и создавали условия, но при этом, по сути, изолировали их от общества. Сначала они посещали специализированные детские сады или группы (конечно, там, где они были), потом — школы-интернаты, которые зачастую находились за сотни километров от родного дома. Естественно, при таком подходе влиться в социум было непросто, да что там — практически невозможно. Сейчас ситуация кардинально изменилась. И примеры успешной инклюзии уже есть.
История со счастливым концом
Илье 11 лет, он учится в обычном пятом классе обычной средней общеобразовательной школы № 179. Мальчик демонстрирует неплохие результаты, особенно по математике, участвует в предметных олимпиадах, до последнего времени активно занимался футболом. Правда, теперь перестал, говорит: «Не мое». Если не знать о его диагнозе, не догадаешься, что он чем-то отличается от других.
— Из-за родовой травмы Илье поставили диагноз «детский церебральный паралич, правосторонний гемипарез». Когда он родился, у него была парализована правая половина тела, — рассказывает мама мальчика Наталья. — Илья — младший из двойни, его старший брат родился абсолютно здоровым. Реабилитацией мы занимались с рождения, да и сейчас продолжаем.
По словам Натальи, у семьи была одна цель — сделать так, чтобы ребенок никогда не ощущал себя не таким, как все. Поэтому в пять лет по рекомендации невролога Илью отдали в секцию футбола. Мама до сих пор благодарна тренеру, который не испугался и взял в команду особенного ребенка. В этом же возрасте мальчик пошел в детский сад, в самую обычную группу. Когда пришло время отдавать ребенка в школу, принцип был тот же: только в общеобразовательную, на общих основаниях, а там будь что будет. В школу № 179, где уже в то время было инклюзивное образование, ребенка приняли без проблем.
Как рассказывает Наталья, в начальной школе у Ильи были некоторые сложности. К примеру, он медленно, порой неразборчиво писал, но спасибо учительнице — она терпеливо работала с ребенком, всегда находила к нему подход. Кстати, теперь Илья может писать и левой, и правой рукой. Сегодня о том, что у ребенка ДЦП, говорит лишь слегка измененная речь: когда торопится, мальчик «глотает» окончания слов. Но это ему практически не мешает — Илюша в классе ходит в лидерах, дети тянутся к нему, у него много друзей.
Начинаем с садика
Сегодня в школе № 179 учатся восемь детей с ограниченными возможностями здоровья и восемь детей-инвалидов. Диагнозы разные: задержка психического развития, ДЦП, сахарный диабет. Возраст тоже разный — с первого по восьмой класс. В школе работают два психолога и логопед, образовательное учреждение активно сотрудничает с кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии института повышения квалификации, педагоги проходят специальное обучение. И эта школа — далеко не единственная, где практикуют инклюзивное образование.
— Сегодня в нашей области действует учреждение психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям — областной центр диагностики и консультирования и 10 его филиалов, а также 11 консультативных пунктов для родителей, обеспечивающих получение детьми дошкольного образования в семье, — рассказывает министр образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Сергей Нелюбов. — Кроме того, у нас есть 29 коррекционных школ, а 247 детских садов имеют группы комбинированной и компенсирующей направленности. Таким образом, в регионе имеются все предпосылки для развития инклюзивного образования.
Зачем нужна концепция
Как подчеркивает Сергей Нелюбов, концепция, представленная членам регионального правительства, разработана для обеспечения равного доступа к образованию всех обучающихся, выработки единой методологической основы инклюзивного образования, создания целостного правового поля и распространения доступных практик.
— В нашей области создана уникальная модель инклюзивного образования, накоплен опыт, который достаточно высоко оценен на федеральном уровне, — говорит директор областного центра диагностики и консультирования Татьяна Чепель. — Нам необходимо этот опыт распространить и закрепить, объединить усилия всех ведомств, чтобы дети, имеющие проблемы со здоровьем, могли в полной мере реализовать свое право на образование. Для этого мы предложили утвердить концепцию развития инклюзивного образования.
По словам Татьяны Чепель, особенно важно избежать ошибок, которые были совершены в других регионах. Например, ни в коем случае нельзя разом закрыть все коррекционные школы, а детей из них перевести в обычные общеобразовательные. Там нет для них ни условий, ни специальных программ, ни подготовленных педагогов. Концепция как раз и призвана минимизировать все возможные риски.
СПРАВКА
В Новосибирской области 24 тысячи детей с ограниченными возможностями здоровья, 7 400 из которых являются инвалидами. 68 процентов обучаются инклюзивно, еще 423 ребенка — дистанционно. 53 общеобразовательные школы региона уже включились в орбиту инклюзивного образования: там созданы условия для детей с ограниченными возможностями, разработаны специальные программы, штат укомплектован педагогами, обладающими необходимыми компетенциями. Такие школы есть почти во всех муниципальных районах области.
Не отстают учреждения среднего профессионального образования и вузы. В студенческих группах вместе со всеми обучаются студенты с инвалидностью, в том числе передвигающиеся на инвалидных колясках, незрячие и слабовидящие, с тяжелыми формами общих заболеваний (детский церебральный паралич и другие).