USD 107.1758 EUR 112.8019
 

Курс на Поднебесную

Татьяна РЕШКЕ

Россия и КНР заключили соглашение, упрощающее транзитные грузоперевозки. Новосибирцы уже воспользовались новыми возможностями

Долгожданный прорыв в российско-китайских отношениях состоялся, и логистические ком­пании это почувствовали.

Первая грузовая фура легко преодолела транзитный коридор из Сибири через Казахстан в Китай. Какие изменения произойдут на рынке грузоперевозок в связи с упрощением процедур пересечения границы КНР? Об этом рассказали участники круглого стола «СФО и Китай: новые экономические возможности».

Дорогу «протаптывали» три года
То, что хорошо для предпринимательских сообществ Новосибирской области, хорошо и для региона в целом, подчеркнул Сергей Дьячков, управляющий партнер компании DSO Consulting. Следовательно, открытие транзитного маршрута можно назвать крупной победой. Чтобы первая российская машина смогла пересечь казахстанско-китайскую границу, понадобилось несколько лет. Почему так долго? Потому что такого рода государственные договоренности — результат кропотливого труда.

Напомним, Сибирский федеральный округ поставляет в Китай древесину, целлюлозно-бумажные изделия, минеральные продукты, продукцию химической промышленности, каучук, продовольственные товары, машины, оборудование. С помощью автотранспорта отправляет на экспорт крупы, кондитерские изделия, муку, сахар и полуфабрикаты — восточные соседи оценивают качество российских продуктов питания весьма высоко.

Межправительственное соглашение 1992 года предполагало, что перевозки грузов автотранс­портом между Китаем и Россией возможны лишь через международные автомобильные погранпереходы. Сложность в том, что общая граница двух стран превышает четыре тысячи километров, а пограничных переходов на ней — не более десятка. Поскольку ближайший для сибиряков переход находится в Забайкальском крае, перевозчики Сибири «протоптали» свой собственный маршрут — транзитом через Казахстан, тем самым, увы, нарушая требования межправительственного соглашения. В июле 2012 года Китай официально запретил нашим перевозчикам въезд на свою территорию со стороны Казахстана, а необходимость делать крюк из Новосибирска до Забайкальска выливался в дополнительные затраты. Это удорожало перевозку, а соответственно, и стоимость доставляемого товара.

— Мы развернули активную работу по изменению соглашения, — рассказал Вячеслав Трунаев, президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков. — Получается, весь мир работает иначе: по аналогии с этим межправительственным соглашением мы не смогли бы зайти, допустим, в Германию транзитом через Польшу, Прибалтику. Чтобы исправить ситуацию, мы обратились в аппарат полномочного представителя Президента России в Сибирском федеральном округе и попросили поддержки. От того, что мы зайдем на территорию Китая транзитом через Казахстан, Китай только выиграет в увеличении товаро­оборота между государствами.

Наконец в апреле 2016 года первая российская фура, используя специальное разрешение, практически беспрепятственно преодолела территорию Казахстана и вошла в Поднебесную.

Это только начало
Радуясь успеху, не стоит забывать о том, что сибирским перевозчикам еще предстоит потрудиться над воссозданием базы клиентов, восстановить связи с грузоотправителями и грузополучателями. По словам представителя Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Александра Жарова, движение по транспортному коридору активизируется не раньше чем летом этого года.

— Предусмотрены специальные разрешения на въезд в Китай На 2016 год выдана тысяча таких разрешений. По предварительным заявкам оказалось, что спрос превышает предложение, и Министерство транспорта решило ввести квоты. Сибирякам досталось 231 разрешение, и этого объема должно хватить. По итогам работы поступят предложения на следующий год — оставить тот же объем или увеличить. Поэтому перевозчики должны подать заявки своевременно, — сообщил Александр Жаров.

Один из главных вопросов, волнующих логистические компании, — будут ли перевозчики укладываться в расчетное время. Заход, загрузка и выход грузовых фур должны занимать не более трех суток, однако участники круглого стола упомянули случаи, когда оптимальные сроки оказывались слишком «тесными»: для сравнения, сейчас по Маньчжурии время погрузки — пять, семь, десять суток. Транзитный путь через Казахстан даст новые возможности для планирования перевозок и доставки грузов.

Пойдет ли Сибирь Шелковым путем?
В грядущие пять лет Китай планирует выполнить первую из двух «столетних задач» программы «Китайская мечта». Об этом напомнил Иван Стариков, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН.

Граждане Китая, число которых должно достигнуть 1,4 миллиарда человек, выйдут на уровень сяокан — среднего достатка. Темпы роста народного хозяйства не опустятся ниже 6,5 процента, что позволит удвоить объем ВВП. К 2021 году 60 процентов населения страны будет жить в городах, причем грядущая урбанизация расширит внутренний рынок, изменит образ жизни людей. Переход к новой экономике должен быть достигнут за счет научно-технологических инноваций, и, чтобы повысить спрос на высокотехнологичные товары за рубежом, идет формулировка стратегии экономического пояса Шелкового пути и Морского шелкового пути XXI века.

017-22-02.jpg

Рассматривая транспортный аспект российско-китайских отношений, участники круглого стола в Новосибирске размышляли: удастся ли включить Российскую Федерацию в основной маршрут Шелкового пути и тем самым вывести сотрудничество между двумя странами на новый уровень?

— Еще шесть-семь лет назад специалисты говорили, что этот маршрут никогда не будет реализован, что он очень дорогой и грузы по нему не пойдут, — отметил Сергей Максимов, президент Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири. — Однако сегодня морская переправа на Каспии работает. В июле 2015 года создан пробный маршрут, но в обход России. В декабре тестовый поезд дошел до Грузии, в январе ушел пробный поезд с Украины. Мы видим, что пробные маршруты уже есть, причем Казахстан и Китай заявили, что будут работать над инфраструктурой и снижением тарифов. В июне 2015 года подписано межправительственное соглашение об автомобильном коридоре между Западной Европой и Западным Китаем, но сибирские регионы в этот коридор не включены. Железнодорожный маршрут, который прорабатывается Министерством транспорта Российской Федерации, также идет в обход регионов Сибири.
Участие сибиряков в столь перспективных проектах, считает Сергей Максимов, могло бы обеспечить наполнение транспортного коридора в обе стороны — не только в Китай, но и в ЕС.

Эксперты круглого стола подчеркнули, что правительство Новосибирской области поднимает эту проблему и решить вопрос о создании ряда ответвлений Шелкового пути вполне возможно.

КОММЕНТАРИИ
Иван СТАРИКОВ, ведущий научный сотрудник Института экономики Российской академии наук:
— На земном шаре есть несколько стран с большой территорией. Например, Канада и Австралия. Но только Россия уникально расположилась между Восточной Азией и Европой. Если мы хотим быстро выйти из-под санкций, диверсифицировать бесперспективную сырьевую модель экономики, то должны отчетливо понимать: у нас есть главный монопольный, но крайне плохо используемый ресурс — территория страны, 17 миллионов квадратных километров, 11 часовых поясов. Потенциально это транспортный коридор между двумя глобальными потребительскими рынками — Европой и Азией, где проживают четыре миллиарда человек, большая часть населения Земли. Необходимо встраиваться в мировое сообщество, используя неотчуждаемое конкурентное преимущество России.

Вячеслав ТРУНАЕВ, президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков:
— Учитывая, что мы переживаем политико-экономический эффект от санкций со стороны европейских стран, осложнение отношений с Турцией, учитывая географическое положение Новосибирской области, нам надо обращать внимание на огромного товаропроизводителя под названием Китай. Перспектива развития международных отношений со стороны наших автотранспортных предприятий связана именно с этим соседом. Соглашение об организации грузоперевозок из России в Китай транзитом через Казахстан — большое достижение и залог успешного развития сибирских транспортных предприятий, которые имеют допуск к международным перевозкам.