USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Палёные АЗС

Юлия НАЗАРЕНКО

Новосибирцев заботит здоровье «железных коней», подорвать которое, кажется, так и стремятся на некоторых автозаправочных станциях

Автомобилисты говорят, что в нашей стране качество бензина зачастую зависит не от его октанового числа, а от порядочности производителя и продавца топлива. И это правда, вынуждены согласиться эксперты.

Топливная тема в связи с общим ростом цен не то чтобы не беспокоит граждан, даже радует: за год бензин в Новосибирской области подорожал в среднем всего на два процента, сообщает Новосибирскстат. А с января 2015-го по май и вовсе подешевел — АИ-92 на 14 копеек за литр, АИ-95 на 16 копеек. Однако о приятном закончим.

Дальше в бензиновой теме начинается одно расстройство. В 2014 году в СФО было проведено 233 проверки, из которых свыше 180 — с испытанием продукции. Проверки были как плановые, так и неплановые. В целом выявлено 70 случаев несоответствия проб топлива требованиям Технического регламента. Сумма штрафов составила более 1,8 миллиона рублей. В этом году проведены 74 проверки, в 12 случаях выявлены нарушения. Сумма штрафов уже превысила два миллиона рублей.

По плану предстоит еще около 80 проверок, в том числе шесть по Новосибирской области. Сколько-то еще приплюсуется по жалобам автовладельцев. К слову, в этом году проверки будут проходить с участием прокуратуры.

Чем тут у вас пахнет?
Увы, текущий год обещает побить рекорд по количеству жалоб сибиряков на качество бензина. Разница с 2014-м не только в удвоение объема тревожных сигналов — 14 обращений в региональный отдел Росстандарта всего за неполные пять месяцев, но и в том, что если в прошлом году особенно часто жаловались на АИ-95, теперь повально — на АИ-92. Он не экологичен, в ряде стран им не пользуются вовсе. Но у нас он пока в законе.

Правда, тревожит новосибирских автомобилистов, жалующихся на топливо, вовсе не загаженность окружающей среды. Их серьезно заботит здоровье «железных коней», подорвать которое, кажется, так и стремятся на некоторых новосибирских АЗС. Продавцы этой топливной «бормотухи» говорят, что получается у них это неумышленно. Мол, не знаем порой, что там льется из автомата в бензобаки. По документам производителя и поставщика — АИ-92, а на деле неизвестно что.

Впрочем состав жидкой субстанции, пахнущей бензином, можно определить в лабораторных условиях. Какие сюрпризы таятся в пробах, взятых на некоторых новосибирских АЗС? Завышение массовой доли серы от двух до 180 (!) раз, наличие марганца, монометиланилина, метанола, сообщила начальник отдела государственного надзора по Новосибирской области Росстандарта Надежда Слесарева на пресс-конференции в «ТАСС-Сибирь». Это основные нарушения, но не единственные.

От новичков до чемпионов
Можно ли сказать однозначно, что бензин становится все хуже? А может, это часть некоего тайного заговора, цель которого — пересадить автомобилистов на общественный транспорт? Пробками не взяли, удорожанием бензина не взяли, пусть совсем заглохнут! Шутка.

Эксперты склонны связывать ситуацию с тем, что люди стали активнее, чем раньше, жаловаться на плохое качество топлива, соответственно повысилась выявляемость нарушений. Скорее всего, это только верхушка айсберга, ведь далеко не все, получив на заправке в бензобак «кота в мешке», сообщают куда следует.

Между тем сама по себе сфера ГСМ очень аппетитна для разного рода мошенников. Часто и производитель, и продавец участвуют в одной афере: один продает заведомо некачественный ГСМ, но по очень дешевой цене, а второй покупает, зная обо всем и надеясь «навариться».

Усугубляет ситуацию деятельность формально начинающих предпринимателей, вновь зарегистрированный бизнес, который, прикрываясь трехлетним мораторием на проверки со стороны надзорных органов, толкает топливный суррогат. Проходит три года, контролеры пожаловали, а там уже другой субъект малого бизнеса, рассказывает Надежда Слесарева.

Есть и чемпионы по уклонению от проверок, которых по указанному официальному адресу нахождения АЗС контролеры найти не могут. Числится заправка, даже налоги платятся, работники вроде есть, а где этот бизнес процветает — никому не ведомо.

Проба от пробы не легче
Координатор новосибирского отделения Федерации автовладельцев России Владимир Кириллов заявил, что ситуацией за рынком топлива вплотную, с участием региональных властей, занялись с 2010 года, когда, чтобы уравновесить ситуацию с ценами, была высказано намерение завести в область в противовес Газпромнефти другого крупного игрока — Роснефть. Правда, по мнению Владимира Кирилова, это в полной мере так и не удалось реализовать. Но зато параллельно начали работу по контролю над качеством ГСМ. Интерес государственный, а силами общественников навести порядок было невозможно — экспертизы дорогие. Руководство области обратилось тогда к существующим лабораториям, чтобы те оказывали общественникам содействие. С тех пор народные контролеры ведут собственные наблюдения. Причем в целом по Сибирскому федеральному округу, а не только по Новосибирской области.

Что касается мегаполиса, то в рамках последней общественной проверки на АЗС Газпромнефти, ЛУКОЙЛа, Газойла, Новосибирской топливной компании, автозаправок «Энергия», «Хорос» и других оказалось, что примерно 30 процентов взятых проб не соответствуют техрегламенту.

Надо сказать, что в результате аналогичной экспертизы общественников два года назад складывалась картина похуже: из 11 проверенных проб только пять отвечали требованиям. Налицо пусть небольшой, но прогресс. Хотя, если быть честными, вся эта статистика «плюс — минус 10 процентов» ничуть не ободряет. Откуда попадает к нам низкосортное топливо?

Притоки топливного суррогата
Всегда ли стоит обвинять продавцов в умышленном нарушении нормативов качества реализуемого ГСМ. Владимир Кирилов привел следующий пример: в Красноярске проверку собственных АЗС «Магнат» предложил депутат местного органа региональной законодательной власти. Изумлению его не было предела: дизельное топливо вспыхивало при подносе огня и было просто-напросто опасно для жизни человека, не то что для двигателя.

— Возможно, в Сибири действует НПЗ, который производит до 300 миллионов тонн так называемого автомобильного топлива и реализует его без уплаты акцизов, — полагает представитель Федерации автовладельцев России, связывая свою версию с падением акцизных сборов от ГСМ.

Версий можно выдвигать множество. Где производится неуловимое и неисчерпаемой море топливной гадости?

— Это море не поймать, — соглашается Надежда Слесарева. — Нефтеперабатывающий завод отгружает свою продукцию с обязательным подтверждением соответствия паспортом, декларацией и отвечает за это топливо только на стадии отгрузки. Нефтебаза получает ГСМ и сливает его в свои резервуары, при отгрузке покупателю выписывая уже свои документы соответствия. И цепочка может быть длинной. Когда приходишь с проверкой на любую автозаправочную станцию, проверяющему выдают пачку паспортов — выбирай. Смотрим даже накладные, весь путь ГСМ до АЗС. Проблема как раз в этом, что очень сложно отследить, на каком этапе кто нарушил регламент.

По Административному кодексу солидарную ответственность несут как изготовитель, так и продавец. А ведь помимо того, что завод отгрузил, бензин еще транспортируется, и неизвестно, зачищаются ли эти емкости, а также резервуары, в которых хранится топливо. Очень часто туда же, откуда только что слили «дизель», закачивают бензин. Если в этом случае взять пробу, то проверка сразу покажет отклонение от нормы. Выходит, у каждой цистерны и бензовоза тоже надо контролера ставить?

Кириллов не согласился с тем, что нельзя разорвать этот тандем оптовиков и розницы. Он привел в пример Бердский НПЗ, который «обезвредили» не так давно. Есть предположение, что такой заводик у нас был не единственный, но это уже полномочия других органов.

КОММЕНТАРИИ
Владимир КИРИЛЛОВ, координатор новосибирского отделения Федерации автовладельцев России:
— Впервые мы сделали закупку дизельного топлива и были просто шокированы. Из 21 пробы 18 оказались не соответствующими техрегламенту. Превышение по сере — 100 — 180 раз! Топливо на АЗС без названия возле Технопарка и по сере, и по температуре вспышки, и по температуре фильтрации не соответствует ГОСТу. Эта заправка вообще во всех позициях стала чемпионом по нарушениям. И не только в Новосибирске, но и в Сибирском федеральном округе.

Сергей ФАБРИЧНЫЙ, директор сети автозаправок «Хорос»:
— У нас была проверка в прошлом году, выявлено несоответствие качества дизельного топлива — превышение серы. На заводе, где закупали ГСМ, нам выдали паспорт, и мы вынуждены принимать на веру информацию производителя. У нас нет собственной лаборатории. Получается, вся эта проверка бьет по «хвостам». Такие производители занимают свободную нишу по той причине, что Газпром не в состоянии обеспечить полностью потребности в топливе. Частные нефтетрейдеры не могут простаивать месяцами в ожидании поставок Газпрома и начинают искать другие источники. Тот же запас из Госрезерва, который по истечении определенного срока пускается на замену, выбрасывается на рынок. Помимо транспортных, сельскохозяйственных предприятий, строительных компаний, его покупают и АЗС. Это миллионы тонн ГСМ. По документам — ГОСТ, а на деле — нет. Но есть другой нюанс: топливо, которое сейчас выпускают, нестабильно. У нас запретили присадку, стабилизирующую и поднимающую октановое число. Раньше бензины могли храниться до пяти лет, сейчас и года не хранятся. Получаем бензин с октановым числом 83, через месяц оно падает до 82,5. Проверяющие констатируют несоответствие по октановому числу и накладывают штраф. Поэтому продавцы часто вынуждены прибегать к использованию присадок. Если заправщик этого не делает, его в итоге наказывают рублем.