Логика третьей модели
На состоявшейся в четверг 55-й сессии Законодательного собрания области было принято 13 региональных законов. В том числе сразу в двух чтениях — изменения в бюджете области, который прирос на 3,3 миллиарда рублей, а также законопроект, касающийся порядка избрания глав муниципальных образований
Дискуссия была острой
В отличие от других, важных с точки зрения социально-экономического развития, «мэрский» вопрос был до предела напитан политикой. Напомним, суть новой редакции статьи 2 Закона Новосибирской области «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области» в том, что в муниципалитетах региона, за немногими исключениями, главы будут избираться местными депутатами. Причем кандидатов будет представлять конкурсная комиссия, в состав которой также войдут народные избранники. Напомним, федеральным законодательством определяется четыре альтернативных способа избрания мэров: путем проведения муниципальных выборов, избрания из числа депутатов представительного органа (как это делается в Карасуке), избрания представительным органом из числа кандидатур, предложенных конкурсной комиссией, и путем избрания на сходе граждан.
В Новосибирской области предлагалось в качестве основной модели использовать третий вариант. Правом выбора модели федеральный законодатель наделил не муниципалитеты, а именно субъект Федерации, то есть органы областной власти, подчеркнула министр юстиции региона Наталья Омелехина.
Между тем у стен регионального парламента перед началом сессии был устроен пикет. Оппоненты принятия в большинстве муниципальных образований третьей модели из четырех предлагаемых федеральным законодательством упирали на то, что пострадает демократический принцип выборов.
Дискуссия на сессии рисковала продолжиться до вечера. Как отметил спикер Заксобрания Иван Мороз, в Красноярске никаких диспутов не устраивали, просто приняли закон, и все. В Новосибирской области обсуждение получилось широкомасштабным. Речь выступающих была образна. Остроты хватало. В частности, прозвучало, что зачастую после выборов люди больше не встречались со своим избранником-мэром, в местных администрациях порой процветает кумовство, а чехарда с бесконечными досрочными выборами людям надоела.
Юрий Шпаков, председатель комитета по госуправлению, законодательству и местному самоуправлению Законодательного собрания, заметил, что необходимо учитывать и непростую экономическую ситуацию, и опыт проведения выборов — явка на выборы глав поселений, например, оставляет желать лучшего, и тот факт, что в течение последнего пятилетнего периода большое количество глав муниципальных образований (особенно это касается уровня сельских поселений) уходили со своих постов, приходилось проводить досрочные выборы. Новая модель, когда мэров будут выбирать местные депутаты, должна укрепить взаимодействие в муниципалитетах двух ветвей власти — исполнительной и представительной.
Напомним, в ходе обсуждений на парламентском комитете по госполитике, законодательству и местному самоуправлению обсуждалось предложение: наряду с Новосибирском и рабочим поселком Кольцово, где по-прежнему будет работать система прямых выборов мэров, оставить это право также и за избирателями городов Бердск, Обь и Барабинск. В итоге на сессию коммунистами была вынесено предложение по Бердску, однако эта поправка была отклонена большинством голосов. Так что главу в этом муниципальном образовании придется выбрать горсовету. На рядовых бердчан в случае неудачной «формулы власти» уже не кивнешь.
В целом за новую редакцию закона проголосовали 49 из 65 депутатов, присутствовавших на сессии.
Новоселье для ветеранов
Также в числе значимых документов, принятых на сессии, — закон, согласно которому регион использует собственные бюджетные средства для приоритетного обеспечения жильем ветеранов (участников) и инвалидов Великой Отечественной войны, проживающих на территории области. Дело в том, что средств федеральной казны хватило бы на новоселье только 21 ветерана ВОВ. Между тем в сводном списке регионального минсоцразвития значатся 34 человека. Таким образом, для решения вопроса с квартирами для 13 участников войны требуется выделить дополнительно 17 миллионов 795 тысяч рублей. Эти деньги губернатор Владимир Городецкий предложил изыскать в областном бюджете. У депутатов инициатива главы региона вызвала позитивный отклик.
«Это очень правильная, хорошая инициатива, комитет ее поддержал. Мы считаем, исполнить указ Президента об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны — наш долг», — высказался член комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам Иван Сидоренко.
«Были против, пока камеры в зале»
Брифинг председателя Законодательного собрания Новосибирской области Ивана МОРОЗА после почти пятичасовой сессии был посвящен наиболее важным документам, принятым в ходе заседания.
«Сессия была очень напряженной», — спикер сразу дал оценку одному из самых продолжительных за парламентский год заседаний. По поводу дебатов вокруг третьей модели избрания глав муниципальных образований, которая отныне признана основной в регионе, Иван Мороз сообщил, что накануне сессии понимание между фракциями было достигнуто. И все-таки некоторые парламентарии проголосовали против законопроекта.
— Они и на сессии выступали против, пока камеры в зале были (средства массовой информации. — Ред.). Ушли камеры, и депутаты разбежались — вопрос закрыт.
Основ демократии новая редакция закона отнюдь не подрывает, уверен спикер. Поскольку и в состав конкурсной комиссии, которая выдвигает кандидатуры на пост главы, войдут депутаты, и избирать будут народные же избранники. Причем если сравнить число голосов, отданных жителями муниципалитетов за депутатов местных советов, то их окажется на порядок больше, чем количество голосов, которые может набрать тот или иной кандидат в мэры на прямых выборах.
Глава регионального парламента заострил внимание на существующей проблеме с властью на местах. «Прямым голосованием избрали глав сельских поселений, и в течение года 135 человек добровольно подали в отставку. Почувствовали, что не могут работать. Некоторые вообще перестали признавать своих избирателей, люди жалуются, что главы их не слышат, не принимают».
Второй резонансный вопрос — по нарезке округов. Беспокойство депутатов, согласился Иван Мороз, понятно: миграция населения за последние пять лет изменила расстановку сил — где-то число избирательских голосов значительно убыло, где-то, наоборот, прибыло. Тем кандидатам, кто идет на выборы по партийному списку, сокращение избирателей на округе весьма не выгодно. Здесь и возник конфликт интересов.
— Мы приняли несколько поправок. В целом вся законодательная база к выборам подготовлена основательно, — заключил спикер.
КОММЕНТАРИИ
Владимир ГОРОДЕЦКИЙ, губернатор Новосибирской области:
— В разы усиливается роль представительного органа власти, поскольку они избираются через прямые выборы. При этом сохраняются все остальные полномочия депутатов, в том числе возможность выразить недоверие представителю исполнительной власти. Второй момент — возрастает ответственность должностного лица. Сегодня, если будет неэффективная работа исполнительной власти при новой модели, упрек уже не людям, а губернатору и комиссии, которые вносили ту или иную кандидатуру и убеждали депутатов ее поддержать.
Владимир ГУЛЯЕВ, глава Венгеровского сельсовета:
— Мы сегодня испытываем большие трудности в исполнительной власти. Для того чтобы мы что-то хорошее сделали, власть должна быть управляемой и подотчетной. Чтобы это была в прямом смысле слова исполнительная власть. Принципы демократии, думаю, ни в какой мере здесь не нарушены, потому что избираться глава будет советом депутатов, а депутаты — народом. Некогда будет сельскому жителю заниматься выборами. Потом последующие пять лет приходится с этой «солянкой» разбираться, какую же власть мы избрали. При обсуждении законопроекта провели совет глав, и 22 высказались за данные изменения.
Юрий ШПАКОВ, председатель комитета по госуправлению, законодательству и местному самоуправлению Законодательного собрания Новосибирской области:
— Говорят, что главы, избранные новым способом, не будут подотчетны местному населению, но это не так. Проведем самый простой анализ и увидим, что главы у нас избирались 15 процентами и даже еще меньшим количеством голосов. Между тем депутаты, которые сейчас будут принимать эти решения, также избираются населением, и они будут ориентироваться на мнение своих избирателей. Принятию новой редакции статьи 2 Закона Новосибирской области «Об отдельных вопросах организации местного самоуправления в Новосибирской области» предшествовала большая работа, в которой участвовали представители муниципальных образований. Мы провели депутатские слушания, где подавляющим большинством голосов новая модель избрания глав была поддержана. Решение комитета тоже положительное. Несмотря на некоторые возражения наших оппонентов, мы считаем, что такая модель оправдает себя.