Не пополняйте печальный список!
Специалисты предупреждают, что нынешней весной лед на водоемах области особенно коварен
Противостояние спасателей и любителей зимней рыбалки уже давно напоминает сказку про белого бычка: одни бесконечно повторяют прописные истины, другие с поистине бычьим упрямством их нарушают. Хорошо, что в этом году пока обходится без «рыбачьих» жертв, но расслабляться ни в коем случае нельзя — сейчас наступила самая опасная пора.
Толщина льда — не панацея
Главный государственный инспектор по маломерным судам Новосибирской области Владимир Подуздиков за годы своей работы успел стать философом: столько времени тратить на увещевания, объяснения, рейды и облавы на нерадивых рыбаков, а результат практически один и тот же год за годом. Впрочем, Владимир Александрович говорит (при этом стуча по столу), что пока нынешний год можно считать удачным — погибших на весеннем льду еще не было, в отличие от двух предыдущих лет. В апреле 2013-го на льду около села Бурмистрово Искитимского района ушел под лед УАЗ с тремя рыбаками (двое смогли спастись), в марте прошлого года в районе Бердска в разных местах провалились под лед и погибли два рыбака. Нынешняя весна, полноправно вступившая в свои права, тоже может пополнить этот печальный список.
— Вот у меня данные на 2 апреля по толщине льда на Новосибирском водохранилище, озерах и крупных реках области, — говорит Подуздиков. — Пятьдесят — шестьдесят сантиметров — вроде бы надежная опора под ногами, но нужно понимать, что стоит за этими цифрами. Несколько сантиметров сверху — плотный наст, потом снежно-водяная каша и собственно сам лед, который значительно тоньше этих данных. А учитывая, что при установлении стабильно положительных температур прочность люда постоянно снижается, я бы еще раз предостерег всех от выхода и уж тем более от выезда на поверхность водных объектов.
По словам специалиста, на прочностные характеристики льда влияет не только его толщина, но и структура. Для создания прочного, крепкого льда в ноябре необходимы температуры порядка 15 — 20 градусов мороза, чего в прошлом году у нас в области не наблюдалось. Лед в итоге, конечно, встал, но он довольно хрупок и с «удовольствием» не выдержит испытание на прочность.
Еще одна опасность, особенно для владельцев снегоходов, — это торосы и промоины, которые образуются при сбросах воды из водохранилища и пучинистости льда. На общем белом фоне эти угрозы практически незаметны, но человеку на снегоходе, налетевшему на торос, не позавидуешь. Живым бы остаться…
Борьба с неугомонными
«Kогда видишь, с каким нечеловеческим упрямством любители зимней рыбалки лезут на машинах на лед, особенно сейчас, весной, то начинаешь сомневаться в адекватности этих людей. Можно говорить о необходимости увеличения штрафов, но если их даже опасность гибели не останавливает…» Эти слова Владимир Подуздиков сказал в интервью нашей газете в марте прошлого года. За год в лучшую сторону мало что изменилось. Да, пока нет погибших (еще раз постучим по дереву), но зато существенно выросли другие показатели. В период проведения месячника безопасности на водных объектах региона было спасено 38 человек, годом ранее было всего 10. Это не те, кто уже барахтался в полынье или дрейфовал на льдине, это люди, выехавшие на лед на машинах, но по каким-то причинам, чаще всего техническим, не сумевшие вернуться на берег.
А самая анекдотичная ситуация случилась 26 марта на льду водохранилища возле Ордынки. По словам главного государственного инспектора, все развивалось по стандартным законам рыбацкой логики. Ясным солнечным утром на лед выехала первая машина, за ней вторая. Для все новых подъезжающих это было своеобразным сигналом, что лед крепок. В итоге на небольшой территории скопилось с десяток машин, рыбалка шла полным ходом. Если кто-то забыл, то именно 26 марта ближе к вечеру в регионе разыгрался страшный буран. Попасть в него на открытом пространстве «белой пустыни» особенно опасно. Первая из машин, попытавшаяся выехать на берег по наезженной колее, увязла в снегу, заперев в ловушке всех остальных. Вот тут-то и началось: звонки в районную администрацию, в полицию, спасателям в Новосибирск — запахло жареным, как говорится. Всех, естественно, спасли, но послужит ли эта ситуация хоть кому-то уроком?..
В ряде муниципальных образований включились в борьбу с выезжающими на лед, посредством строительства снежных валов. Впрочем, для мощного джипа снежный вал не всегда преграда, а там, где проедет один, пойдут и остальные. А вот в Боровском сельсовете Новосибирского района прислушались к рекомендациям спасателей и на традиционных местах съезда на лед насыпали осенью земляные валы. Земля замерзла, ее присыпало снегом, что сделало вал неприступным. Некоторые в декабре попытались по незнанию прорваться, но в итоге лишились бамперов. Думаете, бросили попытки? Нет уж — начали искать другие пути.
В нормальном рабочем режиме специалисты ГИМС традиционно проводят субботу и воскресенье в режиме рейдов и патрулирования водных объектов. Сейчас добавилась и пятница. Если понадобится, спасатели будут еще больше времени проводить на льду, лишь бы не допустить трагедии. Но когда к ним уже начнут прислушиваться?