Там, где силой правит ум...
Двадцать седьмого марта отмечается День внутренних войск МВД России. В его преддверии наш корреспондент побывала в полицейском батальоне
Воистину этот футбольный матч выдался необыкновенным! Начнем с того, что затеяли его среди зимы (в Сибири ведь конец марта еще зима) на стадионе, заваленном трехметровыми сугробами. Не суть важно, кто с кем встречался, чья взяла и проходил ли он в реальности вообще. Важно, что спортивный объект, на который позарились в этот день «экстремисты», уцелел: предполагаемый теракт не допущен, массовые беспорядки пресечены, никто из мирных граждан не пострадал.
Однако воинам, охранявшим объект, пришлось изрядно попотеть: «участники радикальных группировок» показали себя неслабыми. Выстроившись плотной живой стеной, они с налету попытались прорваться на стадион. И завязался, прямо скажем, бой…
— Ты извини, братан, если больно сделал, — с окончанием действа доблестный страж порядка дружески хлопает по плечу «налетчика», только что им отлупцованного, пусть не в полную силу.
— Да ладно тебе! — хохочет слегка потрепанный статист из числа военнослужащих.
Да, все это, к счастью, только легенда, положенная в основу очередных тактических учений с личным составом полицейского батальона Сибирского регионального командования (СибРК) внутренних войск МВД России. Ситуации, когда на объектах массового скопления людей происходят нежелательные заварушки, увы, в нашей жизни теперь не редкость. Так что отрабатывать тактику, направленную на пресечение подобного беспредела, да еще, боже упаси, с человеческими жертвами, бойцам положено систематически. Местом действия на сей раз была выбрана лыжная база «Динамо» — уютный, живописный уголок в Заельцовском бору. Естественно, футбол на примыкающем к ней стадионе лишь подразумевался, а вот весь остальной сценарий был успешно воплощен по полной программе.
Задачи те же — география шире
Полицейский батальон, значит? Да, тот самый, специальный моторизованный, который вскоре после упразднения милицейского полка в Новосибирске влился в полк по охране важных государственных объектов (воинскую часть 3287) и продолжил выполнять свои служебно-боевые задачи. Остались они прежними: охрана общественного порядка, обеспечение безопасности при проведении массовых мероприятий, включая спортивные матчи, разные общегородские праздники и так далее. Хотя неискушенный едва ли сразу отличит такое подразделение внутренних войск МВД России от «просто полиции». В чем же его особенность?
— Конечно, патрульно-постовая служба в нашей деятельности главное, — говорит Артём Денисов, командир патрульной роты специального моторизованного батальона в/ч 3287. — Мы боремся с уличной преступностью, проводим совместные операции с сотрудниками органов внутренних дел. Но есть у нас и задачи, которые возложены на внутренние войска в целом. Это, например, участие в территориальной обороне России, охрана ряда объектов и другие. Личный состав проходит боевую подготовку в расчете на то, что в любой момент ему потребуется выполнять какие-либо задачи сверх повседневных.
Объем нагрузки на батальон в последнее время вырос: если прежде его личный состав прикрывал два-три, то сегодня он патрулирует порядка пяти-шести районов города (охватить весь Новосибирск, возможно, дело будущего). Подкрепления в виде бойцов внутренних войск объективно потребовала обстановка, скажем, в таких районах, как Первомайский, Ленинский, Железнодорожный, Октябрьский, Кировский.
— Возьмем Ленинский, — продолжает старший лейтенант Денисов. — Это самый большой по численности и территории район, к тому же рабочий, в нем проживает много мигрантов. Площадь Маркса — крупная транспортная развязка, место скопления торговых точек. Раньше прямо к станции метро примыкала барахолка, сейчас там крытые торговые ряды, павильоны. Транспорт, торговля — все это создает огромный поток граждан. А чем больше людей, тем выше процент уличной преступности. Но заключается она сегодня не только в том, что в карманы лезут или шапки срывают. Были, например, случаи налетов на киоски «Быстроденьги», на другие объекты.
По словам военнослужащих батальона, одними из самых популярных субъектов «охоты» остаются для них наркодельцы.
— Недавно мы задержали неадекватного гражданина, — рассказывает старший сержант Иван Дубик. — Обратили внимание: он идет по улице и разговаривает… сам с собой. Явно был в опьянении, но, как выяснилось, не в алкогольном. Когда мы надели на него наручники, обнаружили: к его руке примотан скотчем подозрительный сверток. Затем в присутствии понятых изъяли наркотическое вещество — курительную смесь.
— Сейчас наркотиков стало больше прежнего, только вид их изменился, — замечает сержант Юрий Бочкарев. — Синтетика в основном идет, чистая химия. И когда мы в минувшем январе изъяли героин, я даже удивился: давно такого не было! Восемьдесят грамм изъяли, а это почти восемьсот разовых доз…
Чтобы с продвинутым бороться адекватно
Был полк, остался батальон, объем задач вырос, география патрулирования расширилась, а эффективность службы, по сведению руководства СибРК ВВ МВД России и других источников, стала выше. За счет чего?
— Всех профессиональных хитростей открывать не буду, — вновь берет слово Артём Денисов. — Скажу только, что аппарат управления батальона в ходе оптимизации уменьшили, а число единиц, которые несут патрульно-постовую службу, наоборот, увеличили. Повысился уровень боевой выучки. Да и отношение к военной службе сегодня меняется, ребята к нам приходят в основном сознательные, заинтересованные. В батальоне много военнослужащих по призыву. Так они даже негласные состязания между собой устраивают: кто лучше сработает, кто чего больше изымет, кто более серьезного преступника обезвредит и прочее.
— Знаю, — говорю, — что особую ставку вы делаете сегодня на психологическую и интеллектуальную подготовку.
— Да, помимо стандартной боевой выучки, нашему бойцу необходимо профессиональное чутье. Работая на маршруте, ты должен уметь просчитывать ситуацию на шаг вперед, где-то хитростью брать, где-то умом, в чем-то быть более настойчивым, принципиальным, эрудированным. Знаете, какие сейчас нарушители закона пошли? Тоже, по-современному сказать, продвинутые. С помощью Интернета, разных других информационных ресурсов, фильмов и так далее могут очень хорошо себя подготовить и психологически, и в плане знания определенных нормативно-правовых актов. Боец при всей своей выучке может легко проиграть, если сам не будет в этом смысле подкован: преступник на него просто надавит морально — и тот растеряется…
Кстати, о чутье. Профессиональная интуиция свойственна многим военнослужащим батальона, включая уже знакомого нам Юрия Бочкарева. Недавний пример: двигаясь в тандеме с патрульным Ильей Стефанишиным по намеченному пути, сержант Бочкарев вдруг резко принял решение изменить маршрут.
— Пойдем-ка, — сказал он напарнику, — вон за тот угол завернем.
Молодой напарник удивился, но возражать не стал. Завернули — и вот вам: на автоматической парковке неизвестный тип как ни в чем не бывало резал медный кабель, укладывал его в рюкзак. При виде стражей порядка в бегство не пустился, даже не вздрогнул, лишь уставился на них и выпалил в упор:
— Ну елки-палки! Я же только освободился, месяца еще не прошло, а вы опять тут…
Мол, мешаете работать — а тон и взор такие наглые-наглые! Действительно, без определенной моральной подготовки даже самый физически крепкий боец, простите, офигел бы. Но тут ничего, справился с задачей патруль как надо: в присутствии понятых произвел досмотр наглеца, изъял у него 20 метров срезанного кабеля и ножовку по металлу, а самого его передал во 2-й отдел полиции «Железнодорожный».
И таких случаев, когда военнослужащие батальона своевременно заворачивали «за тот угол», не счесть...