Мы за ценой не постоим?
Как показывают практика и заявления экспертов, за непрекращающийся рост цен в наших магазинах по сути и ответить-то некому
Август прошлого года, когда Россия ввела свои, ответные, санкции, запрещающие ввоз целого ряда импортных продуктов в страну, считают отправной точкой неуклонно продолжающегося роста цен на продукты питания. Сводки с ценовых «фронтов» приходят практически еженедельно, и конца-края этому неприятному процессу пока не видно. В студии ГТРК «Новосибирск» эксперты пытались объяснить, что именно происходит, а корреспондент «Советской Сибири» старался понять, кто все-таки виноват, и, к сожалению, пришел к неутешительным выводам.
Небогатый «улов»
По «горячим» следам появились указ Президента России и постановление Правительства РФ, определяющие некие перечни особо значимых продуктов питания, изменение цен на которые должно находиться под особым вниманием государственных контролирующих органов. В них попали, в частности, свинина и говядина (сразу вопрос: почему не куриное мясо?), масло, молоко, основные виды овощей.
Позже, когда ситуация вышла из-под контроля, туда же добавили и гречневую крупу. Именно по этому виду продукта и есть хоть какой-то результат: специалисты управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области возбудили два дела по неким «группам лиц», которые, пользуясь доминирующим положением на рынке, якобы необоснованно завышали отпускные цены. Слово «якобы» здесь неспроста — названия организаций пока не афишируются, дабы не повредить их репутации (хотя тот, кто захочет, думаю, без труда вычислит фигурантов), вина их официально не доказана, а завершение расследования и вынесение «приговора» пока намечены на середину марта.
На мой вопрос, а что конкретно грозит людям, которые некоторое время незаконно (если докажут) получали сверхприбыли, заместитель руководителя новосибирского УФАС Наталья Камнева ответила, что есть три варианта, в зависимости от того, какую именно статью антимонопольщики смогут вменить в вину. Минимальное наказание — от 300 тысяч до миллиона рублей, есть вариант от 1,5 до пяти миллионов, а также, если будет доказан картельный сговор, от примерно шести — семи до 15 процентов выручки за некий период совершения правонарушения.
Не хочу забегать вперед, но что-то подсказывает, что потенциальные нарушители с помощью хороших бухгалтеров и юристов (а они у них, как правило, есть) максимально снизят степень вины и наказания. Даже если им дадут «на всю катушку», согласитесь, что всего два эпизода за полгода, мягко говоря, немного. Впрочем, у антимонопольщиков свои объяснения.
Кто расширит «рамки закона»?
Опять же, очень хочу ошибиться, но многие признаки указывают на то, что очередное выполнение очередного указа Президента превращается в веселую кампанию, где засветиться стараются почти все, но ответственность каждого, или условный «фронт работ», крайне низка. При этом механизм устроен так, что даже маленькие плюсики в большую сумму, в конкретный результат не складываются.
Проверяют прокуроры и антимонопольщики, Роспотребнадзор и специалисты областных министерств, вот на днях мэр Новосибирска поручил главам городских районов чуть ли не лично ходить по магазинам и «мониторить». А что мы имеем от этих мониторингов, кроме стандартных ответов, что, мол, «цены растут, но исключительно в рамках закона»? Так может, что-то с рамками сделать?
Поясню на примере новосибирского УФАС. Антимонопольщики в рамках своих полномочий вынуждены мониторить только скачки оптово-отпускных цен. Если они растут сразу больше чем на пять процентов, то появляется повод для проверки. Но проверки чаще всего показывают объективность роста цен: сезонность, политическая ситуация, повышение стоимости энергоносителей и так далее: подобных «плачей Ярославны» от торговцев за последнее время были сотни, если не тысячи.
Но вот что интересно: мониторинг антимонопольщиков показывает, что начиная с августа 2014 года именно оптовые цены на многие продукты выросли не так уж и существенно. Так, по данным Натальи Камневой, оптово-отпускная цена на килограмм сливочного масла более чем за полгода выросла всего на три процента, на молоко — на 4,3, разве что говядина «подвела», подорожав аж на 22 процента, или на 43 рубля. Скажите честно: при сопоставлении этих цифр с ценниками в магазинах вас не пробирает истеричный смех? Зря, это официальная статистика!
Тогда мы легко находим виновных — это розничные торговцы, взвинчивающие цены как им заблагорассудится. Нет, связываться напрямую с государством они не будут и на определенный, социальный перечень товаров цены удержат, зато «отобьют» на другом. А контролировать их в принципе никто не может: у нас же свобода перемещения товара и предпринимательской деятельности, дарованная нам Конституцией.
И если ты, дорогой потребитель, настолько ленив, что не можешь обежать 10 — 15 магазинов в поисках более дешевого предложения, то сам ты в этом и виноват. Дорого — не покупай, бизнесмен посмотрит, что спрос падает, и снизит цену. Как-то даже смешно повторять вопрос, заданный чуть выше…
Жаловаться вздумали? Удачи!
Тем не менее практически все без исключения надзорные и контролирующие органы отмечают неуклонный рост числа жалоб, обращений, телефонных звонков и прочих «сигналов» от населения, которые по идее должны существенно облегчать работу. Ведь эти самые структуры должны проверять не только по заранее составленным и утвержденным планам (которые для субъектов проверки зачастую не секрет), но и по горячим, оперативным обращениям. Увы, и здесь не все так просто.
Вот, скажем, в новосибирском УФАС действует горячая линия. Она хоть и не является безусловным руководством к действию, но хотя бы помогает антимонопольщикам понять суть основных проблем. А, допустим, в Управлении Роспотребнадзора по Новосибирской области, специалисты которого, помимо прочего, занимаются таким увлекательным делом, как выявление несоответствия цены на прилавке и на кассе, обратная связь с людьми практически отсутствует. Позвонить им нельзя, отправить жалобу или «наводку» в электронном виде тоже. «Пишите жалобу», — прокомментировала варианты эксперт управления Ирина Клинова.
Несколько дней это письмо, если кто-то вдруг захочет-таки, будет идти, потом жалобу рассмотрят «в установленном порядке», что может занять от недели до месяца, потом специалисты Роспотребнадзора, может быть, доедут до указанного магазина, где давно все много раз поменялось.
Словом, ситуация в целом неутешительная: сверху нам не устают повторять, что нынешнее время требует новых подходов, более гибкого и оперативного реагирования, некого чиновничьего «креатива», в конце концов, но раз за разом все опять упирается в «рамки законов», которые в отличие от цен в магазинах устойчивы и непоколебимы.
КСТАТИ
Если не последует никакого «окрика» сверху, то довольно скоро должен начаться рост цен на бензин и дизельное топливо. По данным новосибирского УФАС, за неделю с 9 по 15 февраля оптово-отпускные цены для АЗС снизились на два процента. Но дело в том, что за 2014 год эти же цены выросли на 15 — 17 процентов, тогда как розничные продавцы горючего «мужественно держались» и повысили за год цену всего на пять процентов. Интуиция подсказывает, что они будут этот «дисбаланс» компенсировать.