Работа для «железных» парней
Молодой пилот — о самых интересных моментах в своей профессии и о том, почему пилотам аплодируют пассажиры
Знакомьтесь: Родион ПИСКУНОВ, 26 лет, второй пилот авиакомпании «ИрАэро», базирующейся сейчас в аэропорту Толмачёво. Уроженец Хабаровска, сумевший сделать свою детскую мечту реальностью.
— Родион, простой вопрос: как стать пилотом и какова была ваша личная история?
— Четко помню, что у меня желание возникло года в три: мы летали с родителями в отпуск, я просто влюбился в самолеты, а пилоты мне казались какими-то полубогами, легко управляющими такими огромными махинами. Со временем желание только крепло, я много читал и смотрел фильмов об авиации, занимался авиамоделированием. Потом Санкт-Петербург, учеба в университете гражданской авиации. Вот уже несколько лет работаю вторым пилотом, общий налет уже почти полторы тысячи часов. Еще немного — и смогу претендовать на место командира экипажа.
— Кстати, не так давно была выделена квота на прием иностранных пилотов в российские авиакомпании. Как в вашем сообществе к этому отнеслись? К чему привела затея?
— Отнеслись нормально, потому что несколько лет назад был определенный провал — катастрофически не хватало именно командиров, первых пилотов. Прежнее поколение ушло, а молодые не успели «подрасти», поэтому и решили приглашать иностранцев. Несколько человек, насколько я знаю, действительно работали в наших компаниях. Но сейчас и своих молодых хватает, и экономический кризис сказался. Похоже, уже никого из иностранцев не осталось, может быть, единицы.
— Чем второй пилот принципиально отличается от первого? Каковы ваши обязанности?
— По сути ничем не отличается, кроме стажа. Второй пилот также поднимает и сажает самолет, он абсолютно способен выполнять всю ту же работу, что и командир воздушного корабля. Единственное отличие — на втором пилоте завязана практически вся бумажная работа: заполнение различных полетных документов, взаимодействие с бортпроводниками и так далее. Ничего особенного, привычная работа.
— Многих удивляет чисто российская традиция, за границей такого точно нет: аплодировать экипажу после посадки. Почему это происходит и как вы к этому относитесь?
— Если коротко — никак. Во-первых, это наша работа, прямая обязанность, и с нашей точки зрения мы ничего особенного не делаем. Не аплодируем же мы продавцу в магазине или доктору, вырвавшему нам зуб, водителю автобуса и так далее. Во-вторых, мы эти аплодисменты просто не слышим, то, что иногда показывают в фильмах, — неправда. Бывает, стюардессы говорят, но никто этому особого значения не придает. А почему аплодируют? Ну, не знаю, может быть, летать многие боятся и рады, что приземлились. Хотя если людям понравилась наша работа — пусть аплодируют, мы не против.
— Кстати, не могу не спросить о внештатных ситуациях в полетах. Часто ли они случаются? Как вы справляетесь с моральными нагрузками?
— Совсем уж неординарных, нештатных случаев, к счастью, пока не было, так, обычная мелочевка, связанная в основном с погодой: посадка со второго раза, уход на запасной аэродром — в жизни каждого пилота такие случаи бывают нередко. Но со временем настолько привыкаешь к этому, что нервы сами собой становятся железными.