У бизнеса попросят на безопасность
Треть ДТП с участием общественного транспорта произошло на остановках, большинство из которых не соответствует ГОСТам
Сотрудники ГИБДД, представители дорожно-эксплуатационных служб и органов исполнительной власти испытывают по итогам 2014 года вполне законное, хоть и сдержанное, удовлетворение от проделанной работы: на дорогах Новосибирска и области снизилось количество аварий, погибло и пострадало меньше людей. Удалось переломить тенденцию 2013 года, когда вдруг произошел резкий всплеск аварийности. Но почивать на лаврах никто не собирается, потому что еще слишком много нужно сделать.
Средняя температура не отменяет тяжелобольных
На городской комиссии по безопасности дорожного движения еще раз озвучили положительную статистику: количество ДТП в Новосибирске снизилось на 14,7 процента, погибших в авариях стало меньше на девять процентов, пострадавших — на 21 процент. На этом, собственно, умиротворяющая часть заседания закончилась: стало ясно, что средняя температура по больнице никого не вводит в заблуждение, так как в отдельных палатах болезнь прогрессирует.
Так, основательной критике подверглись представители Ленинского, Центрального и Советского районов города, где смертность на дорогах выросла, а кое-где и существенно. Представители ГИБДД пеняли власти за то, что те медленно и некачественно убирают снег, из-за чего высок показатель ДТП, в которых сопутствующим фактором были дорожные условия. Представители мэрии парировали, что никто из инспекторов уже полтора месяца не посещает регулярные заседания штаба по уборке города и вообще, как выяснилось, произошел некий организационный сбой, нарушились коммуникации между инспекторами и диспетчерскими службами городских районов. Впрочем, дальше легких взаимных упреков дело не зашло, предпочли все же сосредоточиться на конкретике и конструктиве.
— Нас очень беспокоит Ленинский район, — подчеркнул, обращаясь к представителю администрации, первый вице-мэр Новосибирска Андрей Ксензов. — Двадцать девять погибших, почти треть от всех погибших в городе. Как вы это объясните?
Серьезные вопросы были и к администрации Советского района.
— Да, мы понимаем, что у вас есть Бердское шоссе, — продолжил Ксензов, — это проблемный участок. Но сколько было случаев, когда по злосчастным лесным тропкам люди из Академгородка выходят к дорогам, в темноте их не видно, вот вам и ДТП, нередко со смертельным исходом. Никто не отменяет человеческий фактор, пешеходы зачастую сами виноваты, но надо и со своей стороны что-то делать, лишать их возможностей переходить дорогу где захочется.
Оградить заборами и светофорами
Пешеходы вообще были практически в центре внимания комиссии: шутка ли — за год только на зебрах произошло 299 наездов на пешеходов, погибли 19 человек, 229 были травмированы. Представитель городской ГИБДД даже предложил подумать о принятии целевой адресной программы, посвященной пешеходным переходам и всему, что им сопутствует: светофорам, знакам с подсветкой, пешеходным ограждениям. Как подсчитали в дорожной полиции, потребность города в заградительных заборчиках — более 18 километров, и установить их необходимо как минимум на 51-м участке.
Поможет ли это? Безусловно, что можно легко проиллюстрировать одним примером. Приблизительно в ста метрах от нашего издательства был нерегулируемый пешеходный переход через шестиполосную в этом месте улицу Немировича-Данченко. Визг тормозов, игнорирование пешеходов, с опаской там двигавшихся, столкновения машин из-за того, что кто-то резко затормозил, а другой не успел, — все это происходило на том участке постоянно. А недавно появился светофор, и большинство проблем как рукой сняло. Кроме одной — многие все же ленятся дойти до зебры и по привычке перебегают дорогу в неположенном месте. А было бы ограждение, и эту проблему решили бы.
Кстати, в городе еще более 80 школ и детсадов, где есть вопросы по организации пешеходных переходов, кое-где до сих пор отсутствуют искусственные неровности (лежачие полицейские).
Андрей Ксензов, согласившись с проблемой, отметил, что для городского бюджета 18 километров ограждений сразу — неподъемная нагрузка, но выполнять работы в тех объемах, что были в последние годы (три-четыре километра), просто необходимо. При этом не стесняться привлекать к вопросам обеспечения безопасности бизнес: застройщиков, хозяйствующих субъектов, владельцев объектов сервиса, особенно тех, кто заступает за красную линию застройки. По словам первого вице-мэра, подобная практика уже существовала и нужно продолжать ее в дальнейшем. Расходы не такие большие, а эффект для людей ощутимый. Сделать особый акцент на это поручено районным администрациям, которые лучше всех знают проблемные места на своих территориях и обладают полномочиями согласования технических условий по присоединению к улично-дорожной сети.
Следующая остановка — эвакуатор
Как официально прозвучало на совещании, наши остановочные павильоны не соответствуют требованиям ГОСТа: они просто маленькие, не подходят под размеры современных автобусов и под объемы движения. Постоянно можно наблюдать, как к одной остановке подъезжают сразу несколько автобусов и троллейбусов одновременно, где-то старается «прошмыгнуть» шустрая маршрутка, и пассажиры начинают забеги, чтобы попасть в нужный им транспорт. Бывает и так: какой- нибудь беззаботный автовладелец бросит свою машину в зоне остановки и уйдет по делам. А водители общественного транспорта начинают ненужное и опасное маневрирование: происходят столкновения, в салонах падают и травмируются пассажиры. Все это было и в прошлом году: 30 процентов ДТП с участием общественного транспорта произошли на остановках.
Андрей Ксензов призвал инспекторов ГИБДД и службу эвакуации особенно внимательно отнестись к подобным машинам и убирать их безо всяких проволочек. В завершении первый заместитель мэра еще раз напомнил, что весна не за горами, и ко всем мероприятиям по безопасности нужно быть готовыми заранее.
Кто тут главный?
Оказавшись по разные стороны дорожных баррикад, водители и пешеходы вдруг начинают питать друг к другу такую сильную личную неприязнь, что это поневоле становится причиной множества ДТП.
И если водитель хоть как-то защищен в своей железной коробке, то пешеходу остается полагаться только на себя и не допускать распространенных ошибок, ведущих к неприятным последствиям. Эксперты журнала «За рулем» составили рейтинг самых ошибочных убеждений пешеходов.
1. «На дороге я всегда прав». Пешеход уверен, что в любых условиях и при любых обстоятельствах у него преимущество на проезжей части и водитель обязан ему уступить. Это верно лишь отчасти. Пешеход действительно имеет преимущество перед автомобилем, но только на нерегулируемом пешеходном переходе, при переходе дороги на разрешающий сигнал светофора или регулировщика. Во всех остальных случаях пешеходу лучше посторониться.
2. «Стой, я иду». Большинство пешеходов уверены, что машина при любых обстоятельствах должна уступить дорогу человеку на зебре. Это дает повод стремительно выбегать на пешеходный переход, не считаясь с дорожной обстановкой. При этом человек не учитывает, что авто не может остановиться мгновенно. Именно поэтому в правилах и указано, что пешеход может выходить на проезжую часть только после того, как убедится в отсутствии опасности.
3. «Не видишь, я спешу». Схожий вариант: желание успеть на уходящую маршрутку или другой общественный транспорт толкает пешеходов на неоправданный риск. Нередко это стремительное пересечение перекрестка по диагонали. Выбежать из-за ларька на остановке или плохо просматриваемого поворота — само собой разумеется. Часто это заканчивается трагично.
4. Обмен любезностями. Водитель останавливается перед пешеходным переходом и жестом приглашает человека переходить дорогу. Тот в свою очередь опасается наезда и решает, что лучше пропустить машину. После непродолжительного обмена любезностями оба начинают движение одновременно. В результате все заканчивается недовольством и руганью.
5. «Смотри, куда едешь». Он рад бы, но вечером водитель крайне плохо видит перебегающего дорогу пешехода. А если человек выходит на проезжую часть в надвинутом на глаза капюшоне, да еще и в наушниках, шансы водителя предупредить его о своем приближении минимальны. Лучше обзавестись светоотражателями — даже в городе. Они могут быть на сумке или одежде в виде специальных лент или брелоков.
КСТАТИ
Официально решение еще не принято, но, скорее всего, в этом году выделенные полосы для общественного транспорта появятся на улице Восход. Правда, еще нужно понять, как при этом организовать пропуск остального потока транспорта. Также на выделенных линиях будет установлен комплекс фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения.
ФАКТ
За минувший год многие показатели по ДТП пошли на спад, но один существенно вырос: количество дорожно- транспортных происшествий по вине пьяных водителей увеличилось на 21 процент. В России ежегодно совершается около 70 тысяч наездов на пешеходов, в последние несколько лет в результате ДТП гибло от 8,7 до 10 тысяч пешеходов, каждый седьмой из пострадавших в ДТП (около 9 тысяч человек в год) становится инвалидом. На пешеходных переходах в городах происходит каждый третий наезд, и в подавляющем большинстве случаев (более 85 процентов) по вине водителей