USD 102.3438 EUR 106.5444
 

Госдеп научит нас Родину любить?

Валентина МАЛЬЦЕВА

Станет ли патриотизм новой генерации тем духовным фактором, который послужит решению практических задач развития общества?

Понятие «патриотизм» у нас прочно связано с другим — «защита Отечества». Поэтому планы мероприятий, посвященных патриотизму, всегда пестрят темами войны, музейных экспонатов, историями героев- победителей. Все мы со школьной скамьи смиряемся с тем, что мы несомненные патриоты. Даже трудный подросток, страдающий от непонимания, грезит, что он в бою покажет себя и станет героем, вот только бы война началась. И никогда в его головушке, да и не только в его, не появляется мысль о том, что разбрасывать бумажки от мороженого на улице и клеить жвачки к столу — это непатриотично. Со временем эта маленькая ненависть к родной парте перерастет в такое же небрежение к улице, своему и тем более чужому общему дому, работе. Но никогда в адрес такого человека никто не бросит обвинения в непатриотизме.

Умудренный жизнью новосибирец как-то сказал автору этих строк о том, что патриотизм нужно конвертировать в дела. И масштаб у каждого свой. У маленького человека он маленький — накормит воробушка. У больших политиков и бизнесменов возможностей гораздо больше. Но все ли готовы их использовать на благо Отечества?

Европейский подход к ближнему
Вот свежий пример. Законодатели грозят нашим производителям требованием указывать на упаковках колбасы и других «сборных» продуктов процентное соотношение всех ингредиентов. Производители срочно вышли на рекламный рынок, ожесточенно сопротивляясь этому нововведению. Они предлагают другой вариант — европейский: указывать питательную ценность. Но, говорят потребители, европейским производителям пищевой промышленности даже в голову не придет травить соотечественников, заменяя мясо в колбасе измельченными перьями куриц, соей и пальмовым маслом! Такие далеко не полезные составляющие могут под корень извести род человеческий.

Этот — и далеко не единственный — эпизод наглядно демонстрирует, что патриотизм новой — крымско-украинской — генерации еще очень далек от того, чтобы стать тем духовным фактором, который послужит решению назревших проблем в экономике, политике и общественной жизни.

Деформирующая сила прибыли
Последние двадцать лет наш крупный бизнес прилагал усилия, чтобы встроиться в мировые финансово-политические элиты, и его патриотические чувства подверглись заметной деформации. Прибыль ради прибыли, забвение истоков, отрыв от многослойной бедности — все это сулило статус государства в государстве, образуя по сути две России. Несомненный патриот Путин сразу после избрания в 2012 году не раз в своих базовых публичных выступлениях объявлял политическую повестку, которую чуткое окружение трансформировало как «Патриотизм действия — наша общая национальная идея».

Но слова, наверное, так и остались бы словами без регулирующей силы Госдепа США и «любимицы» журналистов Джен Псаки.

Наступила эра жесткой конфронтации с нашими заклятыми друзьями на Западе: санкции, антироссийская риторика, угроза полной изоляции России от внешнего мира, растущие доллар и евро, падающие цены на нашу бюджетообразующую нефть, Украина… Таков фон несомненного подъема патриотизма, который в наших душах спит, пока внешняя угроза не станет очевидной.

Так сложилось исстари, это признанный факт истории, которая констатирует, что русский патриотизм как уникальное явление сформировался под влиянием внешней угрозы. До Куликова поля наш патриотизм не отличался от европейского.

И на этот раз общество слабо реагировало на ту внешнюю угрозу, которая до поры до времени скрывала свое лицо под маской просвещения, являясь по сути духовной агрессией. Ее цель — смена духовного менталитета нации, деформация национального сознания, разрушение первооснов отечественной культуры.

Сейчас даже высокая политика вошла в формат «без перчаток» — Обама, принимая желаемое за действительное, объявил: «Россия изолирована, а ее экономика разорвана в клочья».

Постскриптум
Конечно, нет железного занавеса без форточек, лазеек и турникетов. В них страны ЕС пытаются протащить свою продукцию, запрещенную к ввозу в РФ ответными санкциями. А мы в эти щели и калиточки протягиваем ручонки за моцареллой, хамоном, овощными консервами… Беда: уже не можем сделать полноценный греческий салат! И даже в голову не приходит, что в некоторых странах, выступая против политики США, население бойкотирует американские товары. Конечно, это мелочь на фоне глобализации мировой экономики. Тем более что некоторые страны, не желая терять доходы, готовы принимать наших туристов даже с рублями. Эх, посолить бы и тут патриотизмом да везти эти рубли в Сочи, Питер, в города Золотого кольца, на Алтай, Байкал…

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
«Глупое и вредное решение» изживает себя

Послужит ли патриотизм подъемной силой для экономики? Или бизнес, дождавшись отмены санкций, так и не научится конвертировать патриотизм в дела? Об этом — мнение политолога Алексея ОСИПОВА.

— Что касается сограждан, то они знали и худшие времена. Сейчас патриотические настроения усилились.

Кстати, многие обратили внимание на то, что персональные санкции в отношении депутатов и чиновников были восприняты ими даже как своеобразный знак отличия, повод для гордости за признание заслуг перед Отечеством.

Насколько это влияет на массовое сознание? Думаю, что это всегда сильное и несомненно положительное влияние.

Посмотрим, что происходит. Реальные доходы значительной части населения снижаются, наметился спад потребительского спроса. Это не на пользу людям. Но и такие вещи не ведут к росту политического недовольства. Особых шансов оппозиции это не дает. Рейтинги Президента Путина не падают. Революционной ситуации не наблюдается. Серьезных сбоев нет. Поэтому оптимизм в отношении развития ситуации оправдан.

Людей, конечно, беспокоит то, что происходит на Донбассе, где идут тяжелые бои и гибнут мирные граждане, а украинские военные используют запрещенные методы ведения войны в густонаселенных районах.

Волнуются и представители бизнеса. Ведь не все будут иметь возможность участвовать в программах импортозамещения. Двадцать пять лет российская экономика интегрировалась в мировую, и теперь для многих отраслей обратный ход проблематичен.

Техническое перевооружение отраслей многие годы шло в основном за счет импортных станков. Что может тут измениться? Только адрес поставщиков: вместо американского и западноевропейского оборудование пойдет из Азии и Латинской Америки. Если чего не хватит, задействуют старые, сложившиеся еще в советские времена, серые схемы. По ним действуют и Иран, и КНДР.

Есть весьма проблемный сегмент рынка — поставки жизненно важных лекарств. Они импортируются в Россию из 27 стран. Например, 95 процентов антибиотиков в России изготавливается из зарубежных субстанций. Разработать собственные быстро — не получится, научный потенциал частично утрачен. Но Россия не та страна, которая смирится с колониальным статусом, наши резервы колоссальны, а Европа тоже весьма зависима от России.

Как пример европейского прагматизма можно привести и такой факт. Санкции ЕС коснулись технологий добычи трудноизвлекаемой нефти на арктическом шельфе и сланцах, но при этом газовый сектор России деликатно обойден. И это понятно, ведь речь идет о поставках в ЕС, а значит — об энергобезопасности.

Санкции введены на один год. И со времени их объявления мы слышим то тут, то там заявления политиков, что пора возвращаться за стол переговоров. Еще резче прозвучало заявление Президента Австрии Хайнца Фишера. По его словам, введение новых санкций со стороны Евросоюза против России — «глупое и вредное решение». Все мы должны спокойно смотреть в будущее нашей страны.

КСТАТИ
По данным управления международных связей администрации губернатора и правительства Новосибирской области, регион по итогам девяти месяцев 2013 года осуществлял контакты с партнерами из 115 стран дальнего и ближнего зарубежья, а за аналогичный период 2014 года — с партнерами из 118 стран дальнего и ближнего зарубежья.

Товарооборот со странами дальнего зарубежья уменьшился на 8,3 процента по сравнению с январем — сентябрем 2013 года. Со странами ближнего зарубежья товарооборот вырос в 1,5 раза и составил 1 805,5 миллиона долларов.


ФАКТ
В 2014 году Новосибирск посетила 51 делегация из 23 стран, а число делегаций из стран ближнего зарубежья выросло в пять раз