ЧП на дорогах: не всё так безнадёжно
Специалисты отмечают снижение количества дорожно-транспортных происшествий и открывают «секрет», чего же все-таки боятся автомобилисты региона
Если бы не аномально аварийный последний квартал 2013 года, сделавший практически всю печальную статистику, то тенденция постоянного снижения количества ДТП, погибших и пострадавших на дорогах области насчитывала бы уже семь лет подряд. Тот всплеск подпортил картину, но уже в 2014 году многое вернулось в привычное русло: количество автоаварий в регионе снизилось на 10 процентов, погибших и раненых — на 15 — 17 процентов. Впрочем, торопиться с оптимистическими выводами рано, но почва для некоторого анализа есть.
Счет идет на миллионы
Рассуждая эмоционально, очень сложно поверить, что ситуация с аварийностью на наших дорогах ежегодно улучшается. Если верить глазам, то количество неадекватных водителей меньше не становится, и порой кажется, что по городу и области гоняют одни «крэйзи». Понятно, что это далеко не так, просто с каждым годом становится все больше машин (за 2014 год прирост составил около 50 тысяч единиц), а пресса, видимо, все более пристально следит за ситуацией, и не одна серьезная авария сегодня не остается незамеченной. Но статистика вещь неумолимая, ей приходится верить.
— Действительно, по сравнению с 2013 годом в прошлом году произошло на 252 аварии меньше (столкновения без пострадавших в данном случае не в счет. — Прим. авт.), погибло на 76 человек меньше и почти на 400 человек меньше травмировано, — отметил начальник управления ГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области Сергей Штельмах. — Эти цифры, безусловно, — один из показателей работы областной государственной инспекции безопасности дорожного движения и тех мер, которые принимаются на уровне региона по повышению безопасности движения. Впрочем, когда мы имеем за год 450 погибших на дорогах, наверное, нельзя выставлять какие-то положительные оценки, а продолжать много и упорно работать. И 2015 год должен стать очень важным для понимания того, на правильном ли мы пути и была ли ситуация 2013 года просто случайностью.
Интересно, что снижение аварийности и травматизма не вызвано резким увеличением количества сотрудников ГИБДД (наоборот — здесь несколько лет существует небольшой, но стабильный кадровый голод). Но там, где не хватает людей, на помощь приходит техника. На миллион с лишним авто, зарегистрированных в регионе, пришлось более миллиона нарушений ПДД, из которых порядка 70 процентов были зафиксированы средствами фото- и видеофиксации. Поэтому неудивительно, что, несмотря на объективные бюджетные сложности, программа безопасности дорожного движения в регионе одна из немногих не подвергшихся секвестру. Поэтому будут новые знаки, разметка, освещение и новые приборы фиксации, быстро доказавшие свою эффективность.
Прости, брат…
Пару лет назад нашей семье на собственном опыте довелось столкнуться с тем, как это организовано в Европе. Из одного маленького городка, где мы гостили у друзей, нам необходимо было попасть в аэропорт. Утренний поезд, к сожалению, к самолету не успевал, и нам вызвался помочь один из представителей русскоязычной эмигрантской диаспоры — армянин Артак из Санкт-Петербурга. Сто пятьдесят километров пути по практически пустым утренним автобанам заняли 2,5 часа. Горячий кавказский парень покорно следовал скоростному режиму, заданному его навигатором, а при въезде в небольшие городки без промедлений скидывал скорость до требуемых 30 километров в час.
— Извини, брат, — печально сказал он мне где-то в середине пути, — в России я бы вас мигом домчал, но здесь все иначе: после пары местных штрафов нарушать как-то больше не хочется.
— Ничего, брат, — успокоил я его, — в России это тоже уже есть, правда, штрафы пока не такие большие.
Пока не такие, но худо-бедно более 800 миллионов рублей в прошлом году, в основном за счет камер, на штрафах удалось получить. Эти бездушные машины, с которыми нельзя договориться, просто действуют по принципу «прости, брат, — нарушил, будешь платить». Помнится, поначалу многих водителей это даже забавляло — интересно было получить «письмо счастья» с собственным фото, но сейчас энтузиазм значительно пошел на убыль.
— Дело даже не в суммах начисленных штрафов, — подчеркнул Сергей Штельмах, — а в том, что количество нарушений скоростного режима и прочих дорожных «шалостей» снижается на порядок. Когда перед мостом в Бердске только установили прибор фиксации, то в первые дни до 2 000 (!) регистраций нарушений происходило. Потом люди узнали, поняли, прикинули, во что это может обойтись, и вот результат: бывали дни, когда там фиксируется менее десятка случаев превышения скорости. А ведь именно скоростной режим — один из главных факторов возникновения ДТП, да и последствия столкновений на высокой скорости гораздо тяжелее.
Человеческий фактор жив
По мнению главного областного госавтоинспектора, в вопросах безопасности дорожного движения важны все факторы, но не всегда прослеживается прямая взаимосвязь. К примеру, в прошлом году сотрудники ГИБДД задержали 18 тысяч пьяных водителей (почти на 2 000 меньше, чем годом ранее), но аварий, совершенных в нетрезвом виде, стало чуть больше. И не скажешь ведь, что ловили плохо: операции «Нетрезвый водитель» были регулярными, их, как и другие локальные мероприятия, специально анонсировали, чтобы предупредить водителей не совершать глупости на дорогах. Но, как говорится, в душу и голову каждому не залезешь. К удивлению инспекторов, в прошлом году был зафиксирован всплеск количества пьяных транзитных водителей-дальнобойщиков. Вроде бы профессионалы, к тому же отвечающие за груз, но позволяют себе сесть за руль как после крепкого «отдыха» накануне, так и «поправив» здоровье с утра. За прошлый год таких в нашей области отловили аж 700 человек. Удручающий антирекорд.
В целом статистика прошлого года показывает, что возможность быть оштрафованным дистанционно очень многих сдерживает. Среди сотен тысяч наших водителей все же преобладают нормальные люди, которым дороги собственная жизнь и здоровье. Но те самые случаи ярких проявлений человеческого фактора также откладываются в памяти. Только в минувшие пятницу и воскресенье на трассах области произошло еще два резонансных ДТП, когда родители с маленькими детьми в салоне грубо нарушили скоростной режим и выехали на полосу встречного движения. Причем в пятничном случае за рулем была мать, которая своим маневром отправила на тот свет мужа и двухлетнего ребенка. В воскресенье при схожих обстоятельствах погибли отец (он был за рулем) и семилетний сын, а жена и трехлетняя дочка в тяжелейшем состоянии доставлены в больницу.
Можно сколько угодно говорить о достаточности или недостаточности принимаемых мер, качестве дорог или его отсутствии, но если люди готовы рисковать даже жизнью собственных детей ради минутной экономии времени, то тут уже вопросы не к ГИБДД, а к самим себе.
КСТАТИ
Ответственность подрядных дорожных служб и руководителей муниципалитетов также может наступить по итогам того или иного ДТП. Как пояснил Сергей Штельмах, по инструкциям сотрудники ГИБДД должны в течение трех часов задокументировать место ДТП, и все материалы, в том числе фото- и видео-, отправить в специальный аналитический центр в Москве. И уже там после разбора могут спросить за отсутствие разметки, дорожных знаков или ненадлежащее качество дорожного покрытия.