Змеи бегут, а люди терпят
Пригород Новосибирска в очередной раз заволокло дымом мусорного «клондайка»
С приходом жары и засухи в Новосибирской области, впрочем, как и в других российских регионах, начинают гореть свалки. На днях пригород мегаполиса вновь заволокло дымом — пожар возник на свалке твердых бытовых отходов в Бердске. К сожалению, это здесь происходит регулярно: язвы агломерации начинают дымить и чадить, отравляя жизнь людей. При этом горящую свалку потушить намного сложнее — ее нужно засыпать землей с использованием тяжелой техники. Поэтому на ликвидацию пожара обычно уходят не одни сутки. Так было и в этот раз. Причиной пожара, скорее всего, стало самовозгорание.
На заводы денег нет
С недавним пожаром удалось относительно быстро справиться, чего не скажешь о ЧП в начале июля. Тогда бердская свалка, которая уже стала притчей во языцех, горела несколько дней на площади пять тысяч квадратных метров. В администрации полигона считают, что тот пожар начался из-за возгорания сухой травы на обочине Бердского шоссе. Едкий запах и опасный для здоровья дым отнесло в сторону жилых домов и федеральной трассы М-52. Телефоны оперативных служб раскалились от звонков местных жителей с жалобами на головные боли. Увы, но специалисты считают, что количество пожаров на свалках с каждым годом будет только увеличиваться, так как помойки сжимают города в тиски и разрастаются как раковая опухоль. Эксперты считают, что властям нужно поторопиться с решением вопроса строительства мусороперерабатывающих и мусоросжигающих заводов.
Институт теплофизики СО РАН проекты таких заводов представляет и властям, и инвесторам уже не один десяток лет. Однако свозить и сбрасывать отходы в кучу за городом почему-то по-прежнему считается более предпочтительным и выгодным, чем сжигать на специальных заводах и при этом еще получать энергию. Примечательно, что именно в Бердске в 1998 году была попытка построить самый первый в Новосибирской области мусоросжигающий завод. Но идея провалилась — не нашли денег. Немного лучше ситуация и в самом Новосибирске.
По принципу торфяников
После июльского пожара на бердской свалке специалисты Роспотребнадзора изучили пробы воздуха над полигоном и, к счастью, не нашли опасных веществ, которые могли бы пагубно отразиться на здоровье людей. Но свалки горят по принципу торфяников, то есть процесс происходит в их срединных слоях. И это делает их опасными для людей, которые занимаются тушением, — в любой момент любой из участков может провалиться. А тушить такой пожар водой просто бесполезно — она не доберется до очага возгорания. Потому здесь мусор «трамбуют». При этом работать можно только днем, а за ночь огонь может вспыхнуть вновь.
Пожары на свалках случаются не только самопроизвольно, зачастую в них виноваты бродяги, вернее — местные жители, которых только на бердской свалке обитает более полусотни. Нельзя сказать, что их судьба никого не волнует. Сюда почти ежедневно приезжают сотрудники Преображенского кафедрального собора и организуют благотворительные обеды для бездомных. Каждый день на местную свалку привозят около 30 порций, состоящих из трех блюд. Кроме этого, бездомным оказывают медицинскую помощь, раздают медикаменты, средства личной гигиены.
Воз и ныне там
Бердская свалка уже не раз привлекала внимание областных властей. В том числе сюда приезжал руководитель департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Юрий Марченко.
— Есть областная программа по ликвидации несанкционированных свалок в Новосибирской области, — пояснил начальник бердского отдела природных ресурсов и охраны окружающей среды Вячеслав Власов. — Бердск не стоит в стороне. Основную долю работы по ликвидации свалок финансирует областной бюджет, софинансирование происходит из местного бюджета.
На ликвидацию бердской свалки была потрачена уже не одна сотня тысяч рублей. Например, только в 2011 году на борьбу с мусорными «клондайками» Бердск получил 250 тысяч рублей. С каждым годом суммы только возрастали, но воз и ныне там.
В области работы по ликвидации несанкционированных свалок проводятся сразу в нескольких муниципальных образованиях. Ежегодно в регионе ликвидируют порядка двухсот свалок, но они образуются вновь, в чем виноваты уже сами жители.
— По результатам недавнего мониторинга, на территории Новосибирской области было обнаружено более трехсот крупных свалок, — говорит Юрий Марченко. — В ближайшие годы в рамках долгосрочной целевой программы на их ликвидацию предполагается направить порядка 78 миллионов рублей. Главная задача — создать условия, при которых такие объекты не возникали бы вновь, что предполагает привлечение нарушителей к ответственности.
К сожалению, горящие городские свалки — это не только дым, смог и малоприятный аромат. После недавнего пожара в Бердске местного жителя, который выносил мусор, укусила гадюка. Существует версия, что змея обитала на свалке, но с началом возгорания уползла искать убежище среди людей. Мужчина выжил — яд гадюки при своевременном оказании медицинской помощи не смертелен, однако в будущем с горящих свалок в сибирские города могут приползти и другие, уже более страшные твари.