Шесть соток под водой
Владельцам 520 подтопленных дачных участков возместят материальный ущерб из региональной казны
В правительстве Новосибирской области в ближайшее время разработают единую систему расчета материального ущерба от паводковых вод, а также определят способы выплаты компенсаций пострадавшим от подтопления дачникам. На днях такое поручение дал специалистам профильного департамента врио губернатора региона Владимир Городецкий.
Напомним, что большая вода пришла в Новосибирскую область из Алтайского края и Республики Алтай, где наводнение имело катастрофические последствия. Тем не менее в Новосибирске пока удается сдерживать волну паводка.
На сегодняшний день, по сводке ГУ МЧС России по Новосибирской области, вышедшая из берегов Обь и ее протоки подтопили 520 дачных участков в Первомайском и Советском районах города. Новосибирская ГЭС продолжает работать в штатном режиме, сбросы воды из водохранилища осуществляются в объеме пяти тысяч кубометров в секунду. Поток паводковых вод с Алтайского края продолжает прибывать в столицу Сибири, приток в водохранилище составляет около 6,5 тысячи кубометров в секунду. Уровень воды в Оби остановился на отметке 405 сантиметров. По оценкам специалистов, пик поступающих в регион паводковых вод уже прошел.
В поисках «Геолога»
Ох и натворил же дел этот алтайский паводок! Пойма Оби близ Матвеевки и Нижней Ельцовки, в свое время плотно застроенная причудливыми дачными домиками, местами превратилась в непроходимое зловонное болото. Вода, конечно, отсюда уйдет, но «осадочек» в виде разоренных огородов и подмоченного домашнего скарба у дачников останется.
Когда слушаешь ежедневные сводки МЧС о прохождении в области паводка, то воспринимаешь информацию без особого душевного трепета, однако стоит своими глазами увидеть последствия прихода большой воды, как сразу понимаешь, что человек с его талантами и организаторскими способностями перед разгулом стихии все та же букашка.
В гости к владельцам дачных участков в особо пострадавших от подтопления садоводческих некоммерческих товариществах «Геолог», «Молодость», «Геофизик» и «Строймашевец» мы с фотокорреспондентом Аркадием Уваровым отправились ранним утром. По дороге разрабатывали план, как в самую грязь не залезть, но картинку снять убойную, чтобы резануло по душе.
Творческий пыл несколько поугас, когда мы в течение часа вынуждены были кружить по окрестностям, потому что подъехать на машине к «очагу» подтопления — садоводческому товариществу «Геолог» — не было ни малейшей возможности. Путь нам неизменно преграждали речные протоки, больше похожие на заброшенные мутные озера. Встречавшиеся на дороге многочисленные дачники, указывая нам «единственно правильный путь», махали руками в совершенно противоположные стороны. А на вопрос: «Где тут дачи затопило?» — отвечали с нескрываемым восторгом: «Не у нас!».
Машину пришлось оставить на одной из утопающих в зелени дачных дорожек. Однако наш пеший вояж продолжался не более минуты. Мы неожиданно наткнулись на полевой штаб МЧС, расположенный в ближайших от дороги кустах.
На берегу протоки среди установленной аппаратуры сидели пять спасателей и в режиме реального времени передавали сводки с места событий в региональное управление МЧС. Это была одна из нескольких оперативных групп, занимающихся мониторингом паводковой обстановки в пойме Оби. Компанию спасателям составляла одинокая чайка, таскающая из протоки мелких рыбешек.
Судоходный огород
Спасатели показали нам дорогу к подтопленным дачам, однако предупредили: «Будьте осторожны — местами очень глубоко, если что — кричите».
Первого попавшего в поле зрения дачника мы упустили. В огромных рыбацких сапогах по колено в воде он ушел от нас через затопленный мостик по направлению к близлежащим домикам. У одного из них мужчина остановился: «Семеновна, ты дома?». Из окошка выглянула пожилая женщина: «Дома сижу, а что делать то? Видишь, напасть какая, урожай погиб, помидоры жалко — особый сорт с Алтая привезла. Теперь уж не попробовать». «Да у меня тоже на огороде вода стоит, хоть рыбу лови», — махнул рукой мужчина и побрел дальше.
Пока фотограф, забравшись на ограду одного из дачных участков, делал снимок — вид сверху на стихийное бедствие, у затопленного мостика начал собираться народ. Дачники, узнав, что мы журналисты, обступили нас плотным кольцом и разноголосым хором начали рассказывать о своих невзгодах.
Любовь Одинцова сказала, что одной из первых почувствовала приход большой воды, будто сердце подсказало. Когда 20 лет назад она покупала участок, то не подозревала, что привычным делом станет борьба со стихией. Каждый год пенсионерка живет как на вулкане. В гардеробе хранится весь набор сапог — от обычных резиновых до комбинезона. Когда вода начала подниматься, еще была надежда спасти посадки, но сейчас уже картина ясная — урожая нынче не будет.
Владелец дачного участка в «Геологе» Александр Коваленко считает, что подтопления дач можно было избежать, если бы сбросы воды в реку начали делать раньше. Если под воду начали уходить участки — значит, уровень воды в реке достиг критической для дачников отметки в 350 сантиметров. Пенсионер сетует: неужели нельзя придумать, как защитить их от паводка!
Дачник из садоводческого некоммерческого товарищества «Строймашевец» Александр Иноземцев не отрицает, что дачи находятся в зоне риска. Но 24 года назад покупателей земельных участков об этом нюансе никто не предупреждал. Заманивали в основном живописными местами: и река в двух шагах, и дорога близко — живи и радуйся. Но радость от обладания заветными шестью сотками за это время омрачалась раза три, когда протока подтапливала домики. Ущерб от нынешнего подтопления, конечно, можно измерить в денежном эквиваленте. А как оценить душевную боль? Ведь для пенсионеров огород не только картошка, морковка — это особый образ жизни.
Страховка для дачи
Почему дачники, купившие участки в пойме Оби, то есть в зоне возможного подтопления, в большинстве своем не страхуют имущество? Ведь все, что может сгореть, что могут украсть, испортить, разрушить, залить водой, что может не выдержать натиска стихии, можно застраховать в любом агентстве.
Например, как уверяют страховщики, чтобы застраховать строение в садоводческом товариществе, необходимо наличие только членской книжки садовода с указанием полного адреса местонахождения участка, фамилии, имени и отчества собственника участка. Книжка должна быть заверена печатью садового товарищества.
Однако в нескольких страховых агентствах Новосибирска, куда я позвонила как дачница, желающая застраховать свой участок, мне объяснили, что страховое событие должно обладать признаками вероятности и случайности. Если на объект страхования оказывается постоянное воздействие, то этот случай лежит вне сферы страхования. В пойме Оби подтопления дачных участков не такая уж редкость, а значит, признаков случайности на данной территории нет. Поэтому страховщик вправе отказать в заключении договора по своему усмотрению, и повлиять на его решение не может никто, даже государство.