Закон без «заплат»
Новшества в законе о местном самоуправлении предполагают отмену выборов глав крупных городов и ограничение полномочий муниципалитетов
Новый законодательный виток реформирования системы местного самоуправления (МСУ), прорабатывающийся сегодня на федеральном уровне, предполагает отмену выборов глав крупных городов с районным делением и предлагает четкий ограниченный перечень полномочий для городских районов и сельских поселений. Грядущие перемены прокомментировали депутаты регионального парламента.
Менеджер вместо мэра
Предлагаемые изменения коснутся крупных городов с районным делением, таких как Новосибирск, а также муниципальных районов, включающих в себя поселения. Глав городских округов с районным делением, внутригородских районов и муниципальных районов предлагается назначать из состава депутатов и ставить во главу местных парламентов. За городское хозяйство будут отвечать профессиональные сити-менеджеры.
Согласно новым поправкам к закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» парламенты городских округов будут формироваться из депутатов, делегированных районами. Такой же принцип предполагается закрепить в муниципальных районах.
То есть выборы депутатов районных советов (и в муниципальных сельских районах, и в таких крупных городах, как Новосибирск, на уровне городских районов) будут проходить по новому принципу. Сначала будут избираться депутаты поселений (в городах — районов), потом делегироваться от каждого поселения в зависимости от квоты (количества проживающего населения) представители в районный совет. Далее эти делегированные кандидаты будут избирать главу муниципального образования районного уровня, а затем назначать менеджера, который будет исполнять руководящие хозяйственные функции.
— Идет построение достаточно жестко управляемой вертикали власти, — отзывается о предложенных изменениях депутат Законодательного собрания, руководитель фракции «Справедливая Россия» в региональном парламенте Александр Замиралов. — Когда на выборы выходит депутат городского совета, он представляет интересы города и своего округа, который может быть на уровне не только одного района. При предлагаемой системе городские советы можно будет формировать из людей легко управляемых, не предлагающих альтернативных решений. Этого допустить нельзя, выборы должны быть прямыми.
Кого можно выбирать?
Вопросы местного значения сельских поселений и внутригородских районов уже определены, но работа над разграничением полномочий продолжится до лета. Внутригородским районам предлагается передать 13 полномочий, в том числе формирование бюджета и установление местных налогов и сборов. Это означает, что в каждом районе крупного города могут быть определены свои налоги, если такие полномочия пропишут в уставах городских округов и в законах данного субъекта РФ.
Одна из главных проблем в законе, по мнению Александра Замиралова, то, что даны полномочия местному уровню — городским округам, сельским поселениям, муниципальным районам, но под это не подведена финансовая база. Однако многие, особенно сельские, муниципалитеты сегодня дотационны, за исключением небольшого числа таких, как поселок Горный Новосибирской области, в котором есть крупное предприятие. Значит, денег на исполнение своих полномочий у них как не было, так и не будет.
В звучащих предложениях есть и сильные стороны: возможно, в плане приближения депутатов к народу создание районных городских советов в крупных городах обосновано. Сегодня всем понятно, что депутат, избранный от 50 тысяч человек, с каждым избирателем встретиться не сможет. Но эти плюсы перечеркивает прекращение прямого избрания депутатов городского совета, которые должны принимать нормативные документы, влияющие на уровень жизни и отдельно взятого района, и на систему городского самоуправления в целом. Отказ от прямых выборов еще дальше отодвинет народ от исполнительной власти, уверен Александр Замиралов.
— Не должно быть управляемой команды, жесткой вертикали власти, которая сегодня начинает выстраиваться — в таком случае можно вообще никого, кроме президента, не избирать, — рассуждает депутат.
Приблизить к реалиям
Заместитель председателя Законодательного собрания Новосибирской области, член фракции КПРФ регионального парламента Владимир Карпов считает, что в сфере местного самоуправления пора выстраивать единую государственную политику.
— Сегодня сильно ломается система выборов должностных лиц, депутатов муниципалитетов, особенно в крупных городах, которые имеют административное районное деление. Единой государственной линии в выстраивании четкого, ясного понимания, каким должно быть местное самоуправление в России, нет. В результате, пока идет перетягивание интересов различных групп, депутаты и главы местного самоуправления уже вообще перестали жить в состоянии некой стабильности, в которой можно было бы что-то выстроить. В таких условиях мы будем вынуждены проекты и предлагаемые нормы, которые совсем уж оторваны от реальной жизни, стараться не пропускать или хотя бы высказывать свое мнение об их нецелесообразности, — говорит Владимир Карпов.
Новосибирские парламентарии уверены: сегодня нет необходимости срочно переделывать закон о местном самоуправлении, работая над ним по принципу латания заплат. Нужны серьезные изменения, возможно, даже новая редакция закона о местном самоуправлении, которая учтет наработанный в сфере самоуправления опыт и не будет мешать его развитию.
КСТАТИ
Сегодня на федеральном уровне обсуждаются изменения в выборное законодательство, в том числе связанные с введением графы «против всех». Споры о том, нужна или нет эта графа в бюллетенях для голосования на выборах любого уровня, не утихают с момента ее отмены в 2006 году.
Один из традиционных аргументов защитников «графы протеста» состоит в том, что она позволит активизировать тех людей, которые отстраняются от выборных процессов по той причине, что кандидатов, которых бы они могли поддержать, в списке нет. Однако Владимир Карпов уверен: возвращение этой строчки пассивную долю избирателей «не сдвинет с дивана». Вице-спикер Заксобрания считает, что люди просто измучены непрекращающимися изменениями выборного законодательства и законодательства, регулирующего деятельность местного самоуправления.
Позиция многих образованных, адекватных современных людей: власть должна окончательно определиться с картиной выборов — от губернаторов и мэров до депутатов всех уровней. Тогда и люди будут готовы прийти на избирательные участки и однозначно выразить свою гражданскую позицию.
ФАКТ
В Российской Федерации более чем 23 тысячи муниципальных образований — от крупного городского округа до небольшого сельского поселения. За пять последних лет доходы муниципалитетов в целом выросли почти на треть