USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Медвежатники онлайн

Юлия НАЗАРЕНКО
Инфографика Александра ПАВЛОВА
Инфографика Александра ПАВЛОВА

Жертвами сетевых мошенников все чаще становятся пользователи интерактивных электронных сервисов

Телефонный звонок среди ночи поверг в панику: один из знакомых сообщил, что моя страничка в скайпе взломана и некто пытается от моего имени одалживать у людей деньги.

В срочном порядке пришлось сменить пароль. Хорошо, что еще удалось это сделать, потому что в большинстве случаев хозяину взломанного аккаунта зайти в него уже не удается, остается только обращаться в службу поддержки сервиса с просьбой блокировки странички. Обычно это получится сделать часа за полтора. Мошеннику вполне хватит времени обчистить кошельки нескольких человек в контакт-листе.

Простые, как три рубля, хитрости
Исключив посторонний доступ на мою страничку, я перелистала все свои диалоги с друзьями и нашла еще двух человек, которым за последние сутки с моего адреса отправлялись просьбы о займе. Сначала предлагался вариант Яндекс-денег. На крайний случай мошенника удовлетворяла и платежная система Webmoney. И даже интернет-банкинг. Увы, поймать за хвост жулика не удалось: он не успел поделиться номером счета, на который хотел бы получить «нимношко денги».

Да, безобразная орфография и полное отсутствие запятых в текстах злоумышленника — его характерная черта. Это с первых же строк переписки насторожило моего знакомого, сообщившего мне о взломе (общаться по видео- или аудиосвязи интернет-мошенник отказался, мотивируя поломкой камеры и микрофона).

Я читала о том, что наше пространство активно осваивают иноязычные сетевые мошенники из так называемого буржунета, где остается все меньше доверчивых и неопытных пользователей. А мы только-только привыкаем к виртуальному обмену серьезной, подчас конфиденциальной информацией. Кто и где мог скопировать мой довольно непростой пароль?

Углубившись в Рунет, я обнаружила сотни историй, похожих на мою. Люди перечисляли деньги злодеям, скрывающимся под личиной подружек и родственников.

Мгновенно настрочив «молнию» с сообщением о взломе моего аккаунта и попытке мошенничества, я вывесила ее в своем статусе во всех социальных сетях, где зарегистрирована. Сообщение получат как минимум сотня-полторы знакомых мне людей и, будем надеяться, возьмут информацию на вооружение и поделятся с другими...

Благословенны осторожные
Наутро, позвонив в отдел информации и общественных связей ГУ МВД России по Новосибирской области, я выяснила, что по факту интернет-мошенничества обращения принимаются в обычном порядке.

— Как и в случае со всеми остальными видами правонарушений, вы можете написать свое обращение на нашем сайте или в близкой к вам дежурной части, — сообщила майор полиции Елена Тарасова. — В дальнейшем ваше сообщение направляется в соответствующий орган или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение вопроса.

К счастью, от моих друзей по скайпу мошенник не получил ни рубля. Но остался при этом безнаказанным и сейчас где-то в бескрайних сетях Интернета продолжает свое черное дело под другим именем. Компания «Майкрософт», собственница скайпа, услугу «добро пожаловаться» по сути не предоставляет, выдавая на-гора советы и предостережения, массу заверений о гарантиях безопасности. Между тем в Интернете жалоб, сетований со стороны пользователей на бездействие владельцев интерактивного ресурса — пруд пруди.

Впрочем, армия пострадавших мобилизуется на различных форумах и сайтах, стараясь максимально оповестить остальных пользователей о способах и инструментах, которыми оперируют мошенники.

Специалисты говорят: большинство людей просто забывают, что в Интернете действуют те же законы, что и в жизни. Обходим десятой дорогой наперсточника на автовокзале, но порой с легкостью соглашаемся перевести свои электронные деньги на незнакомый кошелек — интернет-магазин ли это или внезапно потерявший навыки грамотного письма товарищ по переписке. Психологические барьеры пока не срабатывают.

Сначала думай, потом делай
Столкнуться с другим видом сетевого мошенничества мне пришлось не далее как два месяца назад. Перед отправкой в поездку за рубеж решила удостовериться, что за мной не числятся долги по налогам и штрафам. На всякий случай. Но вместо сайта Федеральной службы судебных приставов попала на другой, очень похожий, где у меня нашлось долгов — я глазам не поверила! — сразу по нескольким пунктам! По каким именно — мне тут же предложили узнать подробнее. Правда, требовалось предварительно вписать не мой ИНН, а номер мобильного телефона и дождаться некого кода для входа в сервис. Ну причем тут мобильник? Опомнилась. А еще минуту билась в жарком поту, вычисляя в уме, откуда долги, и оплакивала свою отпускную поездку.

В прошлом году оренбуржские дорожные полицейские были вынуждены признать, что некоторые мошеннические сайты под видом сервисов проверки штрафов предлагали, в том числе при помощи интернет-рекламы и СМС-рассылок, узнать информацию о якобы неоплаченных штрафах за нарушения ПДД и сразу же уплатить их через Интернет. При этом сведения о нарушениях, публикуемые на таких сервисах, являлись вымышленными, а в случае уплаты через подобный сайт штрафа деньги и данные кредитных карт граждан попадали в руки злоумышленников.

Интернет-технологии развиваются все стремительнее. Не менее стремительно развиваются те, кто на этих технологиях хочет заработать. Одни — легально, другие — нарушая закон. Количество жертв виртуальных мошенничеств будет и дальше расти. Увы, этому способствует и тот факт, что совершенного механизма защиты от виртуальных взломщиков и лохотронщиков пока не придумали.

ФАКТ
Первым человеком, обвиненным в компьютерном мошенничестве, стал американец Роберт Моррис, создатель первого сетевого вируса-червя, парализовавшего 2 ноября 1988 работу шести тысяч компьютеров в США. Кроме того, эта атака привела к масштабному заражению всей сети ARPANET — прототипа современного Интернета