USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Всё к одному

Виталий МАСЛЮК
Фото Михаила ПЕРМИНА
Фото Михаила ПЕРМИНА

Оценка ущерба при ДТП должна стать прозрачнее и не отнимать у автовладельцев много времени

Десятки небольших, но неприятных автомобильных аварий регистрируют на дорогах области ежедневно. Споры о том, кто прав, кто виноват и кто кому в итоге должен, могут длиться месяцами, а то и годами. В России наконец-то разработаны единые стандарты оценки ущерба при дорожно-транспортных происшествиях, но можно ли рассчитывать, что конфликтов на поставарийной почве станет меньше?

Не точно
Каждый год российский автопарк пополняется в среднем полумиллионом машин. По данным управления ГИБДД по Новосибирской области, в 2013 году в регионе стало на 64 тысячи транспорных средств больше. А за увеличением количества машин следует и рост страховых договоров на случай, если авто попадет в неприятную ситуацию. Так, в прошлом году компании заключили 42 635 тысяч соглашений.

— За прошлый год страховщиками было выплачено 78 миллиардов 103 миллиона рублей. Это почти на 16 миллиардов больше, чем в 2012 году. А в процентном соотношении рост выплат составил почти 26 процентов, — говорится в ежегодном докладе Российского союза автостраховщиков.

Эксперты полагают, что сумма выплат могла быть совсем другой, если бы все игроки рынка: компании, автомобилисты, адвокаты, независимые оценщики — придерживались одних правил. Ведь не секрет, что, когда случается ДТП, каждый хочет перетянуть одеяло на себя. Пострадавший не против «срубить» по страховке максимум. Адвокаты при этом заинтересованы в затягивании разбирательства, чтобы побольше заработать. В свою очередь компании заинтересованы минимизировать выплаты.

Вот тут как раз и были бы кстати единые для всех правила «за что и сколько нужно платить». Сегодня на российском рынке имеется как минимум пять разных методик расчета. Страховщики используют те, которые выдают наименьшие суммы. Однако, к примеру, независимые оценщики, выбранные автовладельцами, как правило, оценивают ущерб выше. С противоречивыми заключениями пострадавшие нередко обращаются в суд, но результаты в итоге разные: один получает прибавку, другой — нет.

— Приходилось однажды столкнуться с подобной проблемой. У страховой компании есть какой-то коэффициент износа, и мне за мою «Волгу» возместили всего четыре тысячи рублей, хотя один бампер стоит десять тысяч. Поэтому, если введут методику или особую шкалу расчета ущерба для автомобилей старше 30 — 40 лет, буду только рад, — поделился член новосибирского клуба «Ретротехника» Сергей Семенов.

Одинаково для всех
Правительство для решения этой «оценочной неразберихи» еще в 2003 году поручило Минтрансу разработать единые для всех стандарты. В итоге спустя десять лет на суд общественности все-таки представлен многостраничный документ «Единая методика определения размера восстановительных расходов в отношении поврежденного транспортного средства».

С принятием этого документа пострадавший сможет сам оценить ущерб и представить сумму, которую ему заплатят страховые компании. Методика определяет единство ставок на то или иное повреждение. Это не только снизит разницу между оценками разных экспертиз, но и уменьшит время, затраченное на просчеты суммы ущерба.

— Если в 2012 году средняя выплата была равна 24 316 рублям, то за прошлый год она составила 28 977 рублей. Это несколько ниже, чем предполагали эксперты страхового рынка, которые прогнозировали рост средней выплаты свыше 30 тысяч рублей, — отмечают в Российском союзе страховщиков.

Сегодня методика активно дополняется и расширяется в содержательном плане и в итоге должна охватить анализ большинства транспортных средств. Также продолжается и общественное обсуждение проекта, по итогам которого и будет решаться вопрос о законодательном утверждении методики.

КСТАТИ
Из всех страховых выплат 80 процентов не превышают 30 тысяч рублей. И только на оставшиеся 20 процентов приходятся дорожно-транспортные происшествия с серьезным ущербом.

СПРАВКА
Страховой случай — наступление гражданской ответственности страхователя, иных лиц, риск ответственности которых застрахован по договору обязательного страхования, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства, которое влечет за собой обязанность страховщика произвести страховую выплату.