USD 99.6125 EUR 103.9416
 

Мороз «зажигает» креатив

Татьяна РЕШКЕ
Жилой комплекс «Пирамида». Фото с сайта rbc.ru
Жилой комплекс «Пирамида». Фото с сайта rbc.ru

Вертикальные леса, крытые улицы, дома-пирамиды — эти и многие другие проекты сделают северные города более комфортными

Градостроители, архитекторы и планировщики на протяжении многих лет увлеченно разрабатывают технологии строительства, которые могут преобразить суровые земли Севера и превратить их в зону комфортного проживания. Как скоро удастся воплотить в жизнь эти идеи? Размышляет Игорь Поповский, доцент кафедры архитектуры гражданских зданий — участник II Всемирного форума снега.

Сибирские пирамиды, норильские джунгли
Приручая экстремальный климат, градостроители, с одной стороны, обобщают опыт мудрых предков, а с другой — берут на вооружение новейшие технологии. Как пример инновационного сооружения можно привести жилой комплекс «Пирамида». Эту разработку в 60-е годы предложил Александр Шипков — автор многих оригинальных проектов, созданных для Сибири и Крайнего Севера.

«Пирамида» представляла собой моноблок, в котором мог бы разместиться целый городской район или поселок. Авторы решили, что характерная форма, позволившая египетским колоссам пережить тысячелетия, оправдает себя и в снежных пустынях. Внутри гигантского трехгранника архитекторы мечтали создать оазис комфорта для людей, живущих среди белого безмолвия… Однако современники Шипкова, наверное, посчитали идею слишком смелой — до воплощения дело не дошло.

Заботясь об уюте внутренних помещений городских зданий, нельзя забывать и о создании позитивного пространства на улицах. Одна из самых интересных, перспективных разработок — вертикальный лес: высокие башни, на которых высажены деревья, кустарники и цветы. Эти рощи-небоскребы могут расти даже на самых узких, тесных городских улочках — там, где о парках и скверах остается лишь мечтать. Задачи зеленых многоярусников — привлечь птиц и полезных насекомых, вдохнуть жизнь в городской климат и струю свежего воздуха в легкие горожан. В Милане опыт строительства благоухающих высоток уже есть. При желании его можно реализовать и на улицах Новосибирска.

Кстати, вышеупомянутый Александр Шипков в свое время выступил еще с одним «категорически интересным» проектом — предложил построить дом-комплекс на тысячу жителей для Норильска. В планы архитектора входили два шестиэтажных корпуса, между которыми располагался зимний сад. Прозрачное покрытие защищало «норильские джунгли» от зимней стужи, а летом раздвигалось, давая возможность саду расти и цвести под открытым небом. Если в Норильске можно построить такое сооружение, что уж говорить о Новосибирске, где климатические условия куда мягче и приветливее.

Азы тепловой культуры
Как расположить вентиляционные каналы? Как добиться, чтобы тепло не улетало в форточку — на ветер? Об этих вопросах люди стали задумываться за сотни лет до изобретения приборов учета, фиксирующих энергозатраты и побуждающих экономить ресурсы.

Историки считают, что тепловая культура наших предков была на высоте — неписанные правила обустройства домов позволяли заметно сокращать расходы на обогрев помещений. При этом одной из самых надежных, испытанных теплосберегающих технологий было использование снежного покрова.

Игорь Поповский напомнил, что при строительстве зданий в Сибири заостренные мансардные кровли практически не применяли. Почему? Ответ прост: снег рассматривался как дополнительный утеплитель. Хитрость в том, чтобы окутать дом белым одеялом, но не допустить скопления на крыше слишком тяжелых снежных масс: чрезмерные нагрузки вели к поломкам и протечкам.

— Сегодня мы делаем мансардные кровли, получаем сосульки, и снег становится для нас злом. Хотя еще в начале декабря мы, новосибирцы, могли убедиться, как плохо нашему городу без снега, — отмечает Игорь Поповский. — Как только снег выпал, мы стали недовольны тем, что его слишком много. Наш человек противоречив: он живет в экстремальном климате, и его раздражает любое изменение.

Как бы там ни было, отвергать зарубежный опыт целиком и полностью не стоит. Одним из заморских архитектурных элементов, успешно примененных в Сибири, является лоджия. На своей родине, в Италии лоджия представляла собой нишу, уходившую вглубь здания, — затененное, относительно прохладное место. Однако сибиряки поняли смысл лоджии по-своему и принялись стеклить балконы, чтобы защититься от уличного шума и сквозного ветра.

— Мы должны рождать свои собственные идеи утепления домов, а не ждать, когда эти идеи придут к нам с Запада. При всех своих плюсах западный опыт не адаптирован к российским условиям, — подытожил Игорь Поповский. — Думаю, заслуживают внимания и крытые улицы, и специальные жалюзи, сберегающие тепло, и некоторые другие проекты, которыми занимаются сегодня сибирские архитекторы, в том числе молодое поколение.

Холодно — и хорошо
Чтобы задумки градостроителей воплощались на практике, подход к архитектуре нужно изменить, сделать более гибким. По мнению экспертов, выступивших на Снежном форуме, Сибирь — благодатный край для такого рода экспериментов. Поэтому было высказано предложение создать на территории Новосибирска архитектурно-строительный технопарк с производственными экспериментальными площадками. Он нужен для того, чтобы разрабатывать нормативную базу и новые технологии для устойчивого эффективного развития северных территорий.

— Если это произойдет, мы не будем ждать, пока другие страны передадут нам градостроительный опыт. Мы сами будем делиться опытом, — резюмировал Игорь Поповский. — Для этого у нас есть все предпосылки: и традиции, и климат, подталкивающий к нестандартным решениям. Ведь, в конце концов, то, что у нас холодно — это хорошо.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Владимир КОТЛЯКОВ, почетный президент Русского географического общества, президент Гляциологической ассоциации, директор Института географии РАН:
«Снега России — больше, чем снега! Это ее богатство, суть окружающей природы, взрастившей многие черты характера, отличающие русский народ. Выносливость, умение переносить трудности и вести хозяйство в самых сложных условиях». (Из книги «Экология северных территорий. Материалы международного конгресса»)

Фотографии статьи
Жилой комплекс в Норильске. Проект Александра Шипкова (1966 г.)