USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Дорожная война: победителей не будет

Фото Михаила ПЕРМИНА
Фото Михаила ПЕРМИНА

В регионе будут выработаны нестандартные меры по снижению аварийности, смертности и травматизма на трассах

Большинство людей любят стабильность: постоянно жить в эпоху перемен интересно, но очень утомительно. Но есть одна стабильность, которая доставляет сплошные огорчения и вызывает чувство растерянности. Открываешь утром новостные ленты — и почти наверняка там будут сообщения об очередных крупных авариях на дорогах города и области. Хорошо если обходится без человеческих жертв, но и эти новости поступают с пугающим постоянством.

Нет результата — меняй методы
Комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения заседает регулярно, работает, как говорится, в штатном режиме. Вот и нынешняя встреча должна была стать площадкой для подведения итогов реализации в 2013 году долгосрочной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения и пассажирских перевозок на автомобильных дорогах Новосибирской области в 2011 — 2015 годах». Руководители министерств и ведомств, исполнители и соисполнители областной программы подготовили доклады, из которых следовало, что все указанное в программе и то, что было дополнительно решено на предыдущих заседаниях комиссии, выполнено, а результата нет.

Точнее, он есть, но всегда настолько нестабильный, что его невозможно загнать в рамки положительных тенденций. Это очень неприятное чувство, когда ты все делаешь правильно и даже чуть больше, а ничего не получается. Значит, не исполнители виноваты, а программа, которая в момент принятия была хороша, но три года спустя себя исчерпала, «уткнулась в потолок». Так бывает, и это открыто признал губернатор Новосибирской области Василий Юрченко, находящийся под впечатлением от очередного всплеска ДТП с погибшими, случившегося в регионе 14 — 15 декабря.

— Мириться с этим нельзя, и мы не будем, — заявил глава области. — Да, есть небольшое снижение количества ДТП к уровню предыдущих лет, но число погибших в авариях, которое многие годы снижалось, опять пошло вверх. Очевидно, если в рамках существующей программы мы уже не можем снизить печальную статистику, то нужны новые, нестандартные меры по кардинальному изменению этой ситуации. Как технические, так и управленческие.

Что именно придумают профильные ведомства, покажет время, но одно направление прорисовывается уже сейчас.

Техника нам поможет
Губернатор, который, по его собственному признанию, является сторонником жестких мер в отношении грубо нарушающих правила дорожного движения, отметил, что на дорогах не хватает культуры, причем как водителям, так и пешеходам. Это, в общем-то, не новость, но у этого бескультурья очень глубоко проросшие корни, идущие от безнаказанности.

По подсчетам экспертов, в год в России совершается примерно 6 миллиардов (!) нарушений ПДД различной степени тяжести, из которых фиксируются, по разным оценкам, от 10 до 20 процентов. Нужны сотни тысяч инспекторов ДПС, чтобы все отследить, да и то не удастся. Но когда люди бессильны, им на помощь приходит техника, бесстрастно фиксирующая все, что происходит на дорогах.

По словам начальника УГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области Сергея Штельмаха, еще три года назад в нашем регионе было всего два стационарных комплекса фото- и видеофиксации нарушений и 25 переносных, а сегодня их соответственно 25 и 50. Работы настолько много, что в центре обработки данных в ГИБДД сейчас работают более 20 человек, и штат будет расширяться. Всего камеры уже «заработали» 350 миллионов рублей штрафов, зафиксировав около 500 тысяч нарушений. Но главное, что в местах установки стационарных комплексов аварийность снижается в разы, хотя кто-то нет-нет да забудется и нажмет чуть сильнее на педаль газа. «Письма счастья» однако не заставляют себя ждать.

По федеральной целевой программе в 2014 году в нашу область поступят еще 16 комплексов фото- и видеофиксации, предусмотрены расходы и по областной программе. Губернатор поставил задачу именно в 2014 году начать коренной перелом в вопросе технического оснащения дорог области.

— Одними бюджетными средствами этот вопрос не решить, — сказал Василий Юрченко, — поэтому мы сейчас выходим на частно-государственное партнерство, будем привлекать бизнес, чтобы необходимые технические средства в области измерялись не десятками, а сотнями, может быть, и тысячами. Возможно, тогда у большей части водителей наступит отрезвление, если штрафные квитанции будут приходить каждый день. В Москве, когда штраф за незаконную парковку был 100 — 300 рублей, водители смеялись инспекторам в лицо, а когда до 3 000 рублей подняли, ситуация резко изменилась.

В связи с этим глава области призвал проработать вопрос по изменению — в рамках компетенции региона — административных штрафов за нарушение правил дорожного движения.

Чёрные дни календаря
Многим памятна ноябрьская «аномалия» на трассе Новосибирск — Колывань — Томск, когда меньше чем за две недели в ДТП там погибли восемь человек. По признанию сотрудников ГИБДД, такие всплески аварийности не поддаются никакой логике, наоборот — чаще всего идут ей наперекор. Хотя, что уж там греха таить, на 99 процентов это всегда человеческий фактор. Очередные черные дни в нашем регионе — минувшие выходные, когда на дорогах опять погибло много людей. Просто приведем хронологию.

14 декабря
Ранним утром на Бердском шоссе в Новосибирске Cadillac въехал в припаркованную Toyota: погиб мужчина, водитель припаркованной машины.

В Болотнинском районе на 144-м километре трассы М-53 в 11:21 столкнулись две фуры: водитель грузовика MAN, не справившись с управлением, выехал на полосу встречного движения, где столкнулся с автомобилем DAF. Водитель MAN от тяжелых травм скончался в больнице, второй серьезно не пострадал. Фуры от удара вспыхнули и полностью выгорели.

Через 20 минут на 113-м километре этой же трассы автомобиль KIA Forte, двигавшийся в сторону Новосибирска, при обгоне совершил боковое столкновение с автомобилем Toyota, после чего выехал на полосу встречного движения, где столкнулся с BMW. В результате погибли две женщины — водитель и пассажир KIA, шестилетняя девочка, ехавшая в той же машине, доставлена в реанимацию в тяжелом состоянии.

Еще одно ДТП произошло в 23:30 в Колыванском районе: автомобиль Toyota на 56-м километре автодороги Новосибирск — Пихтовка выехал на полосу встречного движения и столкнулся с автобусом НефАЗ. От полученных травм погибли водитель и пассажир автомобиля.

15 декабря
Водитель на Toyota Vitz в 08:55 ехал по автодороге Новосибирск — Алексеевка и при выезде на трассу М-51 совершил столкновение с автомобилем КамАЗ. От полученных травм скончалась 72-летняя пассажирка иномарки.

И это всего за два дня…

КОММЕНТАРИИ ПО ТЕМЕ
Василий ЮРЧЕНКО, губернатор Новосибирской области, о повышении качества обучения в автошколах:
— Никто не будет отрицать, что в среднем качество обучения в автошколах довольно низкое, но власть официально сделать ничего не может: нас сразу же обвинят в давлении на бизнес, ФАС появится, скажет, что мы антимонопольные законы нарушаем.

Тогда давайте разработаем не «лобовые» решения, а те, которые будут давать достоверную информацию будущим водителям: публиковать рейтинги автошкол, озвучивать количество аварий, совершаемых выпускниками за первый год. Когда вся информация будет открыта, то недобросовестные автошколы разорятся сами собой — люди пойдут обучаться туда, где качество и высокий уровень знаний.


Сергей ШТЕЛЬМАХ, начальник УГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области, о необходимости возврата дежурных машин скорой помощи на наиболее аварийные участки дорог:
— Несколько лет назад в области были попытки внедрить эту практику, машины дежурили, но постепенно все сошло на нет. А вот в Подмосковье и Красноярском крае наш опыт заметили и развили. Да, это дополнительная нагрузка на медиков, но мы должны быть объективными: порой именно нескольких минут и не хватает, чтобы сохранить человеку жизнь.

По нашей статистике, каждый девятый из погибающих в ДТП в регионе умирает по дороге в больницу, численность умерших через неделю после аварий возросла на три процента.


ФАКТ
На аварийном перекрестке улиц Немировича-Данченко и Ватутина в Новосибирске началась установка системы автоматической фиксации нарушений. Как уточнили в пресс-службе регионального ГИБДД, комплекс из восьми видеокамер станет первым в области, позволяющим фиксировать целый ряд нарушений одновременно: нарушение скоростного режима, проезд на запрещающий сигнал светофора или пересечение стоп-линии перед пешеходными переходами.

В некоторых регионах России к решению проблемы аварийности на дорогах привлекают священнослужителей. Одной из первых, где служители церкви окропляли святой водой самые аварийные участки дорог, стала Кемеровская область. О том, помогает ли «божественное» вмешательство в борьбе с «грехами» водителей, не сообщается