Цель недостижимая, но священная
Для снижения аварийности и смертности на дорогах в разных странах используют самые необычные методики: от сверхумных до радикальных
Когда мы заходим в тупик и вроде бы правильные меры не дают ожидаемого эффекта, всегда есть соблазн посмотреть на опыт других стран, чтобы понять, как они решают важнейший вопрос безопасности людей в современном мире. Большинство стран, признаться, отнюдь не оригинальны в решении вопроса: огромные штрафы и неизбежность наказания (это можно увидеть в инфографике). Но есть методы, выбивающиеся из общего ряда.
Нельзя экономить на безопасности
Шведская программа безопасности дорожного движения Vision Zero («Нулевая цель») реализуется стране с 1997 года и многими признана чуть ли не эталонной. Даже когда ГИБДД России в 2012 году представляло Правительству и Общественной палате РФ концепцию федеральной целевой программы по снижению смертности в дорожных авариях до 2020 года, то ряд ссылок был именно на шведский опыт. Хотя очевидно, что полностью копировать Vision Zero практически невозможно из-за большой разницы в размерах стран.
Базовым принципом шведской программы является недопустимость дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом. Этот принцип еще называют принципом «нулевой терпимости», согласно которому нельзя относиться к смертям на дороге как к неизбежному злу, связанному с автомобилизацией.
Базовый подход программы к проблеме призван снять с водителей основную вину за смертельные происшествия на дорогах, сделать так, чтобы в решении проблемы участвовали и те, кто строит и обслуживает дороги, и производители автомобилей. Разработчики программы понимают, что водители — обычные люди и будут ошибаться всегда. Однако необходимо организовать дорожное движение таким образом, чтобы ошибки людей не приводили к смертельным исходам.
Основные идеи шведов таковы.
Перекрестки с круговым движением. Несмотря на то что светофорное регулирование снижает число аварий и увеличивает пропускную способность перекрестка, как правило, аварии на них приводят к более тяжелым последствиям, чем на перекрестках с круговым движением.
Дороги с разделительным барьером. Эффективно предотвращают аварии, связанные со столкновениями встречного автотранспорта. Строительство разделительных барьеров активно ведется в Швеции с 1998 года.
Ограничение скорости в населенных пунктах до 30 километров в час. По исследованиям ученых, именно скорость в 30 километров является пределом, при котором большинство пешеходов выживают при наездах транспорта. Власти населенных пунктов Швеции получили полномочия самостоятельно определять участки для введения этого ограничения.
Очистка прилегающих к дорогам территорий. Для минимизации последствий съезда транспорта с дороги с прилегающих территорий были убраны опасные предметы: камни и деревья, установлены заборы.
Подробное расследование аварий со смертельным исходом. Все дорожные аварии со смертельным исходом расследуются специальной комиссией. По окончании расследования предлагаются решения, которые бы позволили избежать повторения случившегося.
Напоминания о ремнях безопасности. Производимые в стране автомобили оснащаются системами напоминания о ремне безопасности, показатель использования ремней в таких автомобилях достигает 100 процентов.
Алкозамки. Технология, предназначенная уменьшить количество случаев вождения в нетрезвом виде.
Фоторадары. Средство контроля за установленными ограничениями скорости на дорогах.
Можете поверить, что программа не только разработана, но и успешно действует. Какие бы трудности не случались в экономике, на безопасности шведы не экономят. В 1997 году, когда была принята Vision Zero, в Швеции в ДТП погиб 531 человек. Интересно, что в первые три — четыре года снижения смертности не произошло, наоборот — в 2001 году был зафиксирован антирекорд — 593 погибших на дорогах. Но с 2003 года трагические цифры резко пошли на спад, а к концу прошлого десятилетия смертность достигла 355 человек — 59,9 процента снижения к уровню 2001 года. Вряд ли шведы когда-то достигнут абсолютного нуля, но стремиться к нему они точно будут.
А может, батька прав?
Беларусь — одна из худших в мире стран по количеству погибших на дорогах, естественно, с пересчетом на численность населения или количество автомобилей (в большинстве стран применяется одна из двух статистических вариаций расчетов). Да и сесть пьяными за руль белорусы любят не меньше других братьев-славян. Согласно данным статистики, только за пять месяцев 2013 года в Беларуси были задержаны около 16 тысяч нетрезвых водителей и лиц, отказавшихся от медосвидетельствования.
В июне 2013 года белорусский парламент принял весьма жесткие поправки в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях, инициированный прокуратурой Беларуси: основные изменения касались усиления ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения. В июле законопроект подписал Президент Александр Лукашенко.
Самой нашумевшей мерой, с удовольствием обсуждавшейся СМИ и автомобилистами в России, стала поправка о возможности конфисковывать машины не только у белорусских водителей, но и у иностранцев, которых застанут пьяными за рулем дважды в течение года. Доходы от реализации конфискованных автомобилей планируется направлять на возмещение ущерба потерпевшим в ДТП. Кроме того, за управление автомобилем в нетрезвом состоянии в новом законе предусмотрено наказание в виде ограничения или лишения свободы на срок до двух лет. Если пьяный водитель насмерть сбил человека, ему будет грозить до семи лет лишения свободы. В случае если погибли двое и более — до десяти лет тюрьмы.
У меня сразу возник вопрос: может, батька и прав, при всей своей эксцентричности и крутизне нрава? Разве мы редко видим у нас таких водителей, которые, лишившись права управлять автомобилем, вообще теряют всякие ограничения. И снова садятся пьяными за руль, погибают и лишают жизни других людей. Может, хоть возможная конфискация потенциального орудия убийства как-то их образумит?
ЦИФРА
По данным ООН, 40 % смертельных случаев в ДТП приходится на людей в возрасте до 25 лет. Поэтому в большинстве стран повышенное внимание уделяют профилактике среди школьников и молодежи, а также качеству подготовки молодых водителей в автошколах