Самоуправление: местное и реальное
Результаты различных опросов не раз свидетельствовали, что абсолютное большинство людей равнодушны к политике. И лишь очень небольшой сегмент активистов пытается то ли понять, то ли влиять на нее. Этот факт очевиднее всего для тех, кто работает на уровне муниципальной власти. Она большей частью занята решением насущных хозяйственных проблем и всего, что касается жизни конкретного человека. Громкие слова о том, что «интересы народа — это и есть национальные интересы», тут неупотребимы. На самом деле, постоянно ощущая прямую связь с людьми, эта власть чувствует и знает, чего от нее хотят. Но всегда ли она имеет ответные возможности?
Чтобы наши желания совпадали с возможностями
Стала расхожей фраза о том, что уровень полномочий, которыми наделена муниципальная власть, превышает уровень их финансовой обеспеченности.
Объем полномочий, определенных в 2003 году, с тех пор удвоился. Система межбюджетных отношений, в свою очередь, тоже обросла комплексом разного вида субсидий и поддержек.
Но общеизвестно, что денег много не бывает и дефицитом бюджетов страдают все уровни власти. Об этом напомнил губернатор Василий Юрченко, который на заседании Совета муниципальных образований не оставил без внимания сетования участников. Даже имеющимися ресурсами не всегда умело распоряжаются на местах. Такой упрек не прозвучал голословно: губернатор привел адресные примеры: под строительство стадиона в Довольном отвели участок земли, на котором «по колено воды». «У нас что — земли мало?» — возмутился глава области. В Убинском собрались строить стадион «вчерашнего дня». Обмен критическими замечаниями — лишь часть смысла работы общего собрания Совета.
Кто вхож в программы развития
В этом году 21 апреля Россия впервые отметила новый праздник — День местного самоуправления. Учреждая его, Президент Владимир Путин вкратце определил и задачи: расширить финансовую самостоятельность и ресурсные возможности местной власти, поддержать широкое гражданское участие в реализации муниципальных программ и проектов.
Анализируя сделанное за год, председатель президиума Совета, глава Коченёвского района Александр Карасёв дал оценки по этим трем позициям, подчеркивая, что в целом на территории области не случалось острых кризисных ситуаций, несмотря на сложности подготовки к зиме и неблагоприятные климатические факторы. Аплодисментами отметил зал реплику Карасёва в адрес прокуратуры, которая «требует выполнения мероприятий, превышающих бюджетные возможности муниципалитетов». Самокритика относилась к недостаточному информированию населения о своей работе, высокой сменяемости кадров, что влечет за собой еще более важную проблему участия (вернее, неучастия) в различных правительственных программах развития.
Губернатор, резюмируя тему, тоже обратил внимание на недостаточную подготовленность муниципалитетов для оформления «входа» в такие программы. Признавая, что документооборот довольно громоздкий, глава области тем не менее призвал пользоваться услугами всех структур правительства, чтобы соблюсти все регламенты «резидентуры» программ.
Сравнить и оценить
Пожалуй, справедливее всех оценку достигнутому дал глава с 24-летним опытом — Виктор Масалов из поселка Горный Тогучинского района.
— В 90-е жили без копейки денег, тасовали взаимозачеты, векселя, а сейчас насколько все изменилось! Спасибо Василию Алексеевичу Юрченко — только за последние годы у нас построены спортивный комплекс, детский парк, мы первыми в области завершили программу переселения из ветхого жилья!
Но при такой благодати некоторые владельцы квартир решили, что богатая власть простит коммунальные долги. Эту проблему Масалов изучил в собственном поселке и пришел к выводу, что не платят не самые бедные. По 300 тысяч рублей задолжали владельцы нескольких квартир.
— Надо принимать какие-то жесткие решения, ведь без денег невозможно ремонтировать котлы, водопроводы, теплосети!
О добавленной стоимости
Говоря об изменении структуры потребительской корзины, глава области заверил, что вслед за этим меняется и структура сферы АПК. Поставлена амбициозная задача к 2016 году значительно увеличить областное стадо крупного рогатого скота мясных пород. При этом он особо заметил, что предстоит поработать и над тем, чтобы добавленная стоимость распределялась более справедливо.
Глава Новочёкинского сельсовета Кыштовского района Юрий Хоруженко за три года работы наслушался разговоров своих односельчан об этой проблеме. На территории сельсовета в четырех деревнях живут 260 человек и 200 коров. Овец тоже много — у некоторых целое стадо — от 50 и более. Мясо возят в Кыштовку за 20 километров, цена низкая, а затраты растут. Сельсовет дает автомобиль для доставки, бензин за счет арендатора. Себестоимость никто не считал, но интуитивно население давно сделало ставку на мясное скотоводство. По этому вектору полное совпадение с планами власти.
ДОСЛОВНО
Василий ЮРЧЕНКО, губернатор Новосибирской области:
— Главы поселений, главы районов, городов, председатели районных советов — это костяк управленческого звена Новосибирской области, который реализует государственную политику. Я очень ценю конструктивную работу между правительством Новосибирской области и Советом муниципальных образований. Мы в постоянном диалоге. Думаю, что такой формат очень правильный, поскольку есть вопросы, которые мы должны формулировать и обсуждать наши позиции. Позицию главы даже маленького поселения и позицию губернатора области.
Иван МОРОЗ, председатель Законодательного собрания:
— На завершающей сессии принято решение о повышении зарплаты муниципальным служащим. Прежде чем принять такое решение, мы выслушали мнения населения во время Дней Законодательного собрания в ряде районов области. Везде отмечали самоотверженную работу местной власти. Весь комплекс забот на территории ложится на ее плечи. Решение многих проблем определяется базовыми законами федерального уровня. Наш депутатский корпус через все механизмы законодательства будет оказывать всестороннюю поддержку муниципалитетам.
ФАКТ
Местная власть решает самые злободневные вопросы, определяющие качество жизни человека.
ЦИФРА
Депутаты горсовета утвердили увеличение расходов бюджета Новосибирска более чем на 3,5 миллиарда рублей. Из этих денег половина — 1,75 миллиарда рублей — пойдет на продолжение строительства третьего моста через реку Обь. Также предусмотрено увеличение расходов на продолжение ремонта и модернизацию школ, повышение заработной платы работникам детских садов и привлечение квалифицированных рабочих в дорожную отрасль