Весна электронной коммерции
Главный барьер для развития интернет-покупок, по мнению аналитиков, слабо развитая структура доставки
Любой интернет-покупатель может сказать о себе: «Я не жадный, я экономный». Действительно, покупки в Сети обходятся дешевле — интернет-магазину не нужно тратиться на аренду помещения в торговом центре и платить зарплату штату продавцов-консультантов. За счет снижения собственных затрат эти компании предлагают нам более низкие цены по сравнению с офлайном. Но, судя статистике сетевых покупок, большинство почему-то предпочитают платить дороже и покупать товары традиционным образом в обычном магазине.
По данным Минпромторга, за последние два года почти вдвое выросло число россиян, готовых совершать покупки в онлайн-магазинах. Но они лишь готовы — реально совершают покупки в Сети лишь 20 процентов тех, кто пользуется Интернетом, чтобы узнать разброс цен на нужный товар. Чем можно объяснить эту достаточно странную статистику?
Терпение и труд
По версии аналитиков, более половины несостоявшихся интернет-покупателей нуждаются в том, чтобы перед покупкой потрогать то, что хочется купить.
— Я никогда не покупаю одежду и обувь в Интернете, — говорит Анна, — потому что люблю спокойно примерить, посмотреть, как она на мне сидит. Но частенько заказываю в Сети технику и электронику — она значительно дешевле, чем в магазинах.
Но даже при покупке техники кому-то нужно «понажимать на кнопочки»: проверить яркость экрана телевизора, послушать звук закрывающейся дверцы холодильника. Наиболее терпеливые покупатели, готовые подождать «обновку» пару недель, сначала тестируют предполагаемую покупку в торговом зале, а затем заказывают аналогичный товар в интернет-магазине по более выгодной цене.
Однако для шопоголиков такая схема неприемлема, несмотря на все ее денежные выгоды. Такой тип покупателей не столько нуждается в самом товаре, сколько в удовольствии от спонтанной покупки. Да и не все марки одежды и обуви можно померить в офлайновых торговых центрах перед заказом в интернет-магазине.
Электронная коммерция заинтересована в том, чтобы обойти это препятствие: во всех крупных интернет-магазинах существует сервис возврата товаров, часто за счет продавца. Услуга «примерка перед покупкой» удобна неуверенным покупательницам. Хотя, по словам одного из руководителей службы доставки, это стоит курьеру определенного количества нервных клеток и времени.
Неодиночество в Сети
— Я в Интернете никогда ничего не покупала, хотя многие говорят о позитивном опыте. Но я почему-то побаиваюсь таким способом покупать вещи, в обычном магазине привычнее.
Катерина не одинока: второй по значимости причиной того, что покупательский поток, несмотря на более низкие цены, обтекает интернет-магазины, заключается именно в том, что это непривычный способ покупки. А незнакомое всегда вызывает опасения.
Есть ли в интернет-магазинах способы «заманивания» таких покупателей? Гуру электронной коммерции советуют размещать подробные отзывы уже совершивших приобретение довольных покупателей, дарить купоны на скидку для совершения первой покупки — способов множество, и низкая цена оказывается не так важна, как ощущение живого человека там, за витриной интернет-магазина.
Как оплатить интернет-заказ? Если обращаться к статистическим данным, большинство клиентов интернет-магазинов предпочитают оплату наличными. Только в прошлом году динамика оплат сдвинулась в сторону пластиковых карт, но им по-прежнему далеко до «кэша»: в 2012 году 60 процентов покупок были оплачены наличными, и только чуть более 20 процентов покупателей воспользовались «пластиком». И это было разумно, по мнению Сергея Гончарова, заместителя директора компании «Системы информационной безопасности». Лишь два года назад был принят закон, регулирующий оборот электронных денег и позволяющий относительно безопасно совершать платежи в Сети при соблюдении некоторых правил. Сохранение безопасности в обращении с электронными деньгами актуально: по словам эксперта, в Новосибирске в среднем раз в две недели с «пластика» пропадает сумма, примерно равная миллиону.
За морем и телушка — полушка
Один из самых сложных барьеров для массового развития электронной коммерции, по мнению аналитиков, транспортная инфраструктура. На сайте крупнейшего российского интернет-магазина среди прочих отзывов читаем: «Несмотря на то что «Озон» — мой любимый магазин и я всегда с огромным удовольствием брожу по сайту, у меня есть к нему претензии. Совсем не радует доставка. На сайте написано, что в мой город заказ приходит в течение семи рабочих дней, однако раньше чем через две с лишним недели мне ничего не приходило. Нередко жду около месяца».
В начале апреля пресс-служба Новосибирской таможни заявила, что из-за развития рынка интернет-торговли резко возросло количество почтовых отправлений и «Почта России» не справляется с этим потоком. Поэтому Новосибирская таможня предупреждает, что возможны задержки при получении посылок из-за рубежа. «Почта России», в свою очередь, опровергла эту информацию, заявив, что она «не отражает реального положения дел и является результатом неверного понимания сложившейся ситуации».
Тем не менее практика показывает, что доставка покупки почтой будет долгой, — это еще одна из сложностей заказа в иногороднем или зарубежном интернет-магазине. Один из комментаторов местной апрельской «войны компроматов» пишет, что его посылка не может доехать с конца января: «Первый раз заказал через Интернет, и такая засада». К нему присоединились более двухсот человек, рассказывая о собственных историях ожидания почты, в том числе и заказов из интернет-магазинов.
Обходные пути есть — это услуги транспортных компаний, а также знакомых и знакомых знакомых. Но не во всех населенных пунктах они есть, и знакомые не всегда имеют возможность «прихватить посылочку» в офисе интернет-магазина или у курьера.
Поэтому пока самая быстрая покупка — интернет-заказ в своем городе или в магазине, имеющем пункт самовывоза в вашем населенном пункте и пользующемся услугами частных перевозчиков.
ФАКТ
По подсчетам аналитиков американского инвестиционного банка Morgan Stanley, в 2012 году интернет-торговля занимала всего два процента от всех розничных продаж в России.
ЦИФРА
По оценкам экспертов, в 2012 году объем рынка электронной коммерции составил 405 миллиардов рублей, увеличившись по сравнению с предыдущим годом почти на 200 процентов