USD 105.0604 EUR 110.4943
 

За пять лет вокруг света

Мария БЕЗДЕНЕЖНЫХ
Фото  Михаила ПЕРМИНА
Фото Михаила ПЕРМИНА

Знаменитый путешественник Анатолий Кулик и его команда вернулись домой

В аэропорту Толмачёво очередной самолет из Пхукета встречало огромное количество людей: родные и друзья с песнями и хлебом-солью пришли поддержать вернувшихся из плавания знаменитых морских путешественников — Анатолия Кулика и его команду.

25 марта у берегов Таиланда официально завершилось уникальное кругосветное путешествие на надувном разборном катамаране, которое началось еще в 2008 году. Обнимая своих жен, детей и родителей, суровые морские волки не могли удержать слез радости: ведь они не виделись с ними целых 13 месяцев — именно столько длился последний, самый продолжительный этап кругосветки.

— Еще никто не пересекал Тихий океан на надувном паруснике, — отметил Анатолий Кулик.

Четвертый этап стартовал в бразильской Форталезе в марте 2012 года. Команда сама занималась сборкой корабля. Это путешествие стало не только проверкой на физическую выносливость, но и, по словам самого капитана, большей частью испытанием духа и воли.

— Океан — чуждая для нас стихия, потому что человек родился и вырос на земле. Все это красиво только на картинах или с берега, — поясняет он. — Когда ты в океане — это тяжелая работа. Поймите, невозможно покорить океан!

Спустя неделю после схода на берег они еще там — наедине с волнами.

С чего все начиналось
Идея путешествия пришла в голову Анатолию Кулику в 2006 году, когда мало кто верил в возможность продолжительного плавания на надувном паруснике. Совершив трансокеанский переход протяженностью 7 000 километров от берегов Аравийского полуострова до Таиланда, команда доказала эту возможность. Сегодня всем ее членам присвоено звание «Выдающийся путешественник России».

Первый этап стартовал в 2008 году от Пхукета до побережья ОАЭ и был относительно небольшим и по времени, и по километражу. Преодолеть это расстояние оказалось сравнительно легко: моряки практически полностью повторили экспериментальный маршрут 2006 года. Благополучно завершился и этап Индия — Сейшельские острова в 2009 году.

Настоящие приключения начались в третьей части кругосветки. В декабре 2010 года плавание должно было начаться с Сейшел. Но местные власти не разрешили путешественникам выйти в море, ссылаясь на активную деятельность местных пиратов. Поэтому команда и разобранный на части катамаран на самолете отправились на остров Маврикий, откуда и вышли в путь несколько дней спустя. На тот момент маршрут, проложенный Анатолием Куликом, считался одним из самых сложных. За историю существования малых парусных судов впервые предполагалось пересечение Атлантического океана в режиме нон-стоп, когда путешественники могли рассчитывать только на свои силы. Судно для этого плавания Кулик спроектировал и разработал также сам — это тримаран. Такой парусник был способен справиться даже с самыми сильными нагрузками. За неполных четыре месяца команда преодолела расстояние более 12,5 тысячи километров. За свою уникальность и сложность это достижение было занесено в Книгу рекордов России.

Опасности каждую минуту
В океане нет Интернета, не работает мобильная связь, поэтому информации на берегу часто приходилось ждать по несколько дней. Все участники, кроме капитана, вели дневники, которые вместе с фотографиями в каждом порту выкладывались в Сеть, так что за ходом событий мог наблюдать любой желающий. А вот точную посуточную хронологию можно было отследить по бортовому журналу, который вел Кулик.

За время последнего путешествия команда прошла более 35 000 километров и посетила около 38 стран. В списке — Куба, Тортуга, пирамиды Мезоамерики, Галапагосские острова, остров Пасхи, Полинезия и многие другие. Со слов путешественников, везде принимали очень тепло, радушно и с изрядной долей любопытства. На многих маленьких островах, куда забирались сибиряки, наших соотечественников встречают очень редко. Ну и, конечно же, в каждом порту и гавани, куда заплывал тримаран, моряки знакомились с традициями и обычаями, пробовали блюда местной национальной кухни.

«Мы могли бы составить кулинарную карту мира», — написала в своем дневнике главный переводчик команды Ольга Антонова. А Евгений Ташкин, обеспечивавший в пути фото- и видеосъемку, сказал, что ни по каким домашним блюдам не скучал, потому что провианта было вдосталь и команда в гастрономическом плане ни в чем себе не отказывала.

Из самых экзотических встреч в копилке Анатолия Кулика — знакомство с королевой островов Кука. 93-летняя монаршая особа произвела на всех членов команды огромное впечатление. Королеве подарили чай из сибирских трав и посвятили в береговые члены экспедиции, а она в свою очередь вручила им древнее весло, с которым, по ее словам, все беды в океане пройдут мимо, не причинив мореплавателям и судну вреда.

А на острове Таити прошла почти деловая встреча с Президентом Полинезии Оскаром Темару. В ходе непринужденной дружеской беседы команда заключила с главой государства предварительные соглашения о взаимной поддержке и сотрудничестве двух государств в различных областях спорта и туризма.

Маршрут последнего этапа экспедиции был самым экстремальным за всю историю кругосветки. Длительность автономных переходов по воде составляла 25 и более дней, во время которых команда работала в режиме утомительных трехчасовых дежурств. По словам Евгения Ковалевского, такой график — «просто издевательство над человеческим организмом». Кроме того, к побережью Австралии катамаран пробирался прямо через Большой барьерный риф, преодолеть который для обычного морского судна представляется совершенно невозможным.

Хеппи-энд
Завершив свое знаковое плавание, Анатолий Кулик заявил, что пока не планирует новых экспедиций, а если и соберется в путь, то только по рекам и озерам России. Вместо этого он решил посвятить все свое время конструированию новых моделей катамаранов, конструкция которых уже была испытана в ходе путешествия.

— Теперь я для себя оцениваю пересечение Атлантики как «2 байта переслать». Я, может, кому-то сделаю судно, которое пройдет это расстояние гораздо быстрее. И такие суда я готов выпускать хоть серийно, — поделился капитан Анатолий Кулик.

Кстати, стоимость таких катамаранов составит от 100 до 250 тысяч рублей.

СПРАВКА
Анатолий Кулик свой первый настоящий надувной парусник построил в 1982 году. Со временем хобби переросло в любимую работу. С 1990 года известен производством надувных катамаранов под маркой «Кулик». Парусный опыт — 22 года хождения по Обскому морю, Байкалу и Балхашу, Азовскому и Чёрному морям. Участник многих парусных регат. Одну из них — «Обское море» — организовал в 1987 году и проводит до сих пор.

ЦИФРА
За все время путешествия, которое заняло около пяти лет, команда преодолела около 60 000 километров и посетила несколько десятков стран мира.

Фотографии статьи
Фото Михаила ПЕРМИНА
Фото Михаила ПЕРМИНА