Скорость счёт любит
Если автоинспектор утверждает, что вы превысили допустимую скорость на 70 — 80 километров, а вы уверены, что это не так, не спешите горевать и прощаться с водительскими правами. Всю правду о ситуации на дороге расскажет измеритель скорости — радар.
Это не только оружие дорожной полиции в борьбе с лихачами, но и самый объективный свидетель, который может защитить водителя от несправедливого обвинения.
Иван Петрович «попал» в руки госавтоинспекции на загородной трассе. Обычное дело: открытая чистая дорога, так и хочется прибавить газу, несмотря на ограничение скорости до 60. Прибавить, но не слишком. Иван Петрович говорит, что быстрее 75 — 80 километров в час никогда не ездит: «Тише едешь — дальше будешь». По встречной проехал дорожный патруль. Теперь как повезет: если засекли лишние 15 — 20 километров, придется заплатить штраф.
И действительно, на ближайшем посту Ивана Петровича остановили:
— Вы серьезно нарушили скоростной режим, — заявил инспектор. — Это зафиксировал движущийся навстречу патруль.
Через несколько минут подъехала и патрульная машина. На мониторе измерителя скорости водителю демонстрируют фото с четким изображением автомобиля с Иваном Петровичем за рулем. И скорость указана… 150 километров в час. У пенсионера чуть приступ не случился, ведь ему подобное превышение грозило утратой прав на вождение автомобиля. Обескураживало и то, как мог он, водитель с огромным стажем, не почувствовать высокой скорости? Понимал, что есть подвох в этой истории с радаром, но какой?..
Разобраться в ситуации нам помогли в Государственном региональном центре стандартизации, метрологии и испытаний в Новосибирской области.
Когда можно поспорить
— Ситуацию легко просчитать, — говорит ведущий инженер Новосибирского ЦСМ Борис Кушило. — Прибор измерения скорости работает в нескольких режимах: в стационарном — прикрепленный к машине или поставленный на штатив, и в патрульном.
Борис Фёдорович, руководитель лаборатории НЦСМ, демонстрирует нам отечественный измеритель скорости, которым оснащены патрули, — «Визир». Есть модели и поновее, управлять которыми инспектору можно через ноутбук, сидя в автомобиле.
— Вот смотрите, на мониторе «Визира» выставлены параметры работы прибора. Они непременно отразятся и на фотографии, подтверждающей факт нарушения скоростного режима. Стрелки, обозначающие направление движения, вниз — значит, встречное, вверх — уходящее. Также выставляется режим работы — патрульный или стационарный. Что произошло в случае, о котором говорилось выше? Полицейские работали в патрульном режиме, а на приборе был выставлен стационарный режим. И поскольку прибор был ориентирован только на один объект в динамике, его скорость удвоилась за счет скорости второго объекта. Скорости двух движущихся автомобилей наложились друг на друга.
Поскольку инцидент произошел за пределами Новосибирской области, может, еще и поэтому водитель растерялся. Срабатывает внутренний «маячок»: здесь вам не там, и там вы здесь не найдете. Спорить с автоинспекторами чаще всего водители не решаются, а за сотни километров от дома — тем более. Считают, что себе дороже и выйдет.
Между тем, говорят специалисты, если водитель уверен в своей правоте, надо решительно действовать.
— Если инспектор создал ситуацию искусственно, то дальше разговора на трассе конфликт не зайдет. Ведь подтверждением нарушения должна стать приложенная к протоколу фотография. А на ней будет зафиксировано некорректное использование прибора. Поэтому водителю надо было соглашаться на составление протокола и дальнейшие разбирательства в суде.
Инспектор, который заведомо знает, что неправ, не пойдет на это и гарантированно вас отпустит.
Контроль над контролерами
На одного полицейского в регионе, по статистике, сегодня приходится несколько тысяч автомобилистов. Через каждые полкилометра стража с жезлом не поставишь. А быструю езду сограждане любят. Рулить напряженным транспортным потоком, удерживая его скоростной норов в узде, помогает умная техника. Она беспристрастно фотографирует особо лихих наездников. Правда, такой «портрет» на стенке в рамочку вряд ли кто повесит. А платить за «фотосессию» придется. Точнее, за нарушение скоростного режима.
В Новосибирске стационарными приборами измерения скорости оснащены наиболее опасные участки. Есть камеры на Коммунальном мосту, на улице Ипподромской, Бердском шоссе и так далее.
— Неужели прибор не имеет «права на ошибку», ведь все когда-нибудь ломается? Весы на рынке нередко обманывают нас. Часы подводят…
— Поверку приборов измерения скорости мы проводим регулярно, раз в год, — говорит Борис Фёдорович. — Хотя по техпаспорту допустимый межповерочный интервал составляет раз в два года. Но с учетом сложных условий Сибири, интенсивностью использования техники мы приняли решение поверять приборы чаще. Водитель, которому предъявили факт нарушения скоростного режима на основании показаний прибора, вправе потребовать свидетельство о его поверке. Такой документ должен быть на руках у инспектора.
В Новосибирской области право проводить такие поверки имеет только НЦСМ и никто больше. Мы проводим испытания, по результатам, если прибор их прошел успешно, выдаем свидетельство, в котором указаны тип и номер прибора, кому он принадлежит, срок действия и дата поверки, фамилия поверяющего. В центре ведется журнал регистрации. Вот, посмотрите, с начала марта месяца поверку прошли уже более 30 приборов.
Кроме того, на приборе мы устанавливаем собственное голографическое клеймо. Если оно нарушено, надо требовать не только свидетельство о поверке, но и проведения дополнительной поверки оборудования. Новосибирский ЦСМ делает это бесплатно. Более того, мы можем по запросам граждан предоставлять информацию о поверках всех приборов измерения скорости, которые сегодня есть в распоряжении дорожной полиции. Это более 200 приборов по области.
— И с подобными просьбами к вам обращались?
— Увы, человек, который недавно к нам обратился, как выяснилось, уже неоднократно нарушает скоростной режим. Его, скорее всего, ждет серьезное наказание. Да и приборы все в порядке — «скидку» на неисправность радара получить не вышло. Хотя надо отдать должное дорожным полицейским: они к показаниям прибора, фиксирующим невозможную для «Жигулей» скорость — выше 150 километров, тоже подходят осторожно, обращают внимание на подобные нюансы. Хотя в целом погрешность если и может быть, то минимальная — плюс-минус 1 километр в час, в патрульном режиме — плюс-минус 2 километра в час.
Как это работает?
— Поверка приборов проводится на специализированном оборудовании «Сапсан-2», где скорость движущегося транспорта имитируется с помощью частоты Доплера, так как приборы работают на эффекте Доплера. На поверочном оборудовании можно выставить все режимы работы прибора: стационарный, патрульный, встречный или удаляющий расстояние до транспорта. И если прибор не работает или некорректно себя ведет, то он бракуется или направляется в ремонт.
Мы проводим лабораторный эксперимент. Моделируем ситуацию с превышением скорости при помощи поверочного оборудования. Выставляем режим удаляющегося транспортного потока. «Визир» незамедлительно реагирует и подает сигнал. Если бы мы сейчас находились в реальных условиях дорожного движения, на экране прибора высветилась бы картинка с изображением лихача. Фотография сохраняется на флеш-карте, которая вынимается и отправляется в базовый компьютер госавтоинспекции.
А теперь меняем в настройках программы удаляющийся поток на встречный, на приборе оставляем старые настройки. Видите? «Визир» работать в условиях несоответствия режимов не хочет. Если такое случается, мы бракуем прибор по причине его отказа работать в режиме селекции.
— Поэтому автомобилисты так и ведут себя: проехали пост и через пару метров по газам?
— К сожалению, это так. Но рано или поздно любители быстрой езды попадают в кадр.
— А как же антирадары?
— Вы должны знать, что антирадар — это прибор, который обнаруживает электромагнитное колебание в вашей зоне, сигнализирует об этом, и вы сбрасываете скорость. Инспекторы это даже приветствуют — в плане водительской дисциплины и безопасности автомобилистов. Ведь и сами инспекторы с радарами, и стационарные приборы измерения скорости стоят на тех участках, где на самом деле опасно. А вот за активный антирадар, если у вас таковой обнаружат, строго накажут. В чем заключается его активность? Прибор излучает низкую частоту и имитирует скорость. Представьте, идет машина со скоростью 200 километров в час, а на измерителе фиксируется 120. Ваш фокус не останется не замеченным госавтоинспекцией.
Что касается эффективности антирадара, то он может однажды подвести. Приборы измерения скорости нового поколения работают в импульсном режиме. То есть 0,4 секунды излучение есть, а следующие 0,6 секунды излучения нет. Большинство антирадаров не могут накопить достаточно энергии, чтобы контролировать поле электромагнитного излучения в таком режиме. Зато на трассе, расположенной параллельно с высоковольтными линиями электропередач, ваш антирадар, улавливая их излучение, будет сигналить без конца.
Может, и к лучшему? Водитель лишний раз бросит взгляд на спидометр. Ведь чем комфортабельнее становится современный автомобиль, тем меньше человек ощущает скорость. А скорость, как говорит Борис Фёдорович, любит аккуратный счет.