Бдительность одна на всех
При проверке соблюдения норм антитеррористической безопасности на транспорте компромиссов нет и быть не может
В суете предпраздничных дней и при аномальных погодных условиях новосибирцы все чаще пользуются общественным транспортом. Возросший пассажиропоток — очередной повод задуматься о безопасности перевозок.
О защищенности пассажиров и мерах, предпринимаемых в этом направлении, мы беседуем с заместителем председателя комитета Законодательного собрания Новосибирской области по транспортной, промышленной и информационной политике, председателем правления Транспортного союза Сибири Валерием ИЛЬЕНКО.
Требования по закону
— Валерий Павлович, как вы оцениваете современный уровень защищенности транспорта и пассажиров от угроз незаконного вмешательства?
— К сожалению, чрезвычайные происшествия на транспорте в нашей стране периодически происходят. И несмотря на то что в Новосибирской области таких случаев, слава богу, не было, никогда не нужно терять бдительность.
Сегодня сферу защищенности пассажиров на транспорте регулирует Федеральный закон «О транспортной безопасности». Это достаточно жесткий, требовательный закон, согласно которому проводят оценку уязвимости всех транспортных предприятий. Им присваивается категорийность, в зависимости от которой к перевозчикам предъявляются определенные требования. Это ведение видеонаблюдения, работа предприятия в пропускном режиме, проведение соответствующих профилактических, учебных мероприятий, назначение ответственных за обеспечение безопасности лиц и так далее. Каждое транспортное предприятие согласно своей категории должно исполнять требования, предъявляемые к нему законом.
— Какие сегодня существуют формы и методы обеспечения безопасности?
— Важную роль здесь играет применение контролирующих, надзирающих видеосредств и спутниковых систем с привязкой к видеонаблюдению, взаимоувязанных в единую базу. Использование данных систем регламентируется законом.
Немаловажна и контролирующая функция. За выполнение требований российского законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности отвечает Федеральная служба по надзору в сфере транспорта — Ространснадзор. В проверке соблюдения норм безопасности компромиссов нет и быть не может, за любые нарушения предприятиям выносятся штрафы.
Ответственны все
— Нужны ли какие-то особые усиленные меры безопасности на междугородних перевозках?
— Да, и в первую очередь они должны соблюдаться на автовокзалах, автостанциях, через которые осуществляются междугородние и международные перевозки. Эти предприятия относятся к отдельной категории учреждений, к которой предъявляются повышенные требования безопасности. Там должны быть охрана, видеонаблюдение, видеофиксация, продажа билетов по паспортам и так далее. На новосибирском автовокзале все эти требования строго соблюдаются. В районах области сегодня подобные предприятия тоже приводятся в соответствие.
— Есть ли пробелы в исполнении законодательства, регулирующего вопросы транспортной безопасности, и чья это в большей степени ответственность — обеспечивать безопасность пассажиров?
— Конечно, проблемы есть, но у нас в области они не проявляются в самом худшем смысле, так как у нас не случалось террористических ситуаций. Но любая незапланированная проверка в любом транспортном предприятии выявит недостаточную бдительность работников. К примеру, если смоделировать ситуацию по закладке муляжа взрывного устройства, я не уверен, что водители пассажирского транспортного средства на это быстро и эффективно среагируют. Скорее, первыми муляж заметят пассажиры. Эти вопросы должны регулироваться руководством автотранспортных предприятий.
В целом я убежден: за безопасность транспортной отрасли должны отвечать все участники перевозок — и руководители, и работники транспортных предприятий, вне зависимости от их формы собственности, и исполнительная власть. Бдительными должны быть, конечно, и сами пассажиры.
КОММЕНТАРИЙ
Игорь ХРИСТЕНКО, директор компании «Сибтранс»:
— Все транспортные предприятия должны пройти оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. В нашей компетенции проверка объекта транспортной инфраструктуры. К примеру, от новосибирского автовокзала отправляется автотранспортное средство. При этом по вопросу защищенности мы рассматриваем все, что связано с периметром данного автовокзала. Само автотранспортное средство оценивается по ряду параметров, в том числе учитывается, все ли необходимое для обеспечения безопасности имеется в автобусе. Это и количество видеокамер, и их разрешение, и способы установки, а также наличие и эффективность других контролирующих приборов.
Сегодня есть, конечно, и пробелы в сфере обеспечения безопасности. К категорированию транспортных организаций, необходимому для оценки уязвимости объектов, приступили только год назад. Если на объектах федерального и муниципального значения данный процесс идет быстрее, то в сфере частных перевозок это непаханое поле. Все дело в том, что пока не хватает полной консолидации в общих действиях со стороны федеральных законодателей, оценивающих организации, перевозчиков.
Новосибирская область не относится к эпицентрам террористической активности. Но работа по обеспечению безопасности должна вестись и ведется соответствующими структурами в постоянном режиме. На нашей территории есть понимание того, что эту проблему нужно решать всем вместе, сообща. Доказательство этого — наше постоянное тесное взаимодействие с министерством транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области.
СПРАВКА
Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
ФАКТ
По инициативе аппарата Национального антитеррористического комитета и Минобрнауки к изучаемым темам по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» был добавлен раздел «Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ»